Сервисные функции
-
Центр скачивания
-
Добавить в мой отчет
-
Мой отчет (1)
-
Печатная версия
-
Скачать в PDF
-
Поделиться
-
Обратная связь
-
Интерактивный анализ
-
Анкета
-
История
-
Offline версия
-
Компания в соц.сетях
-
Сравнить с 2012 г.
-
Популярные страницы
-
Компактный вид
Читайте также:
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
В 2013 году в пригородном сообщении сохранилась тенденция к увеличению пассажирооборота. В 2013 году рост составил 3,5 % и был обусловлен увеличением перевозки платных категорий пассажиров (на 6,3 %), которые занимают наибольший удельный вес в структуре пригородного сообщения – 65,7 % от общего объема пассажирооборота.
Всего за 2013 год пригородным железнодорожным транспортом было перевезено 968,8 млн человек, что на 2,8 % выше показателя 2012 года. Количество отправленных пассажиров платных категорий с каждым годом растет, и на текущий момент составляет 71,4 % от общего объема.
Количество пассажиров пригородного сообщения в 2013 году по категориям,
млн человек
в 2013 году
Пассажирооборот в пригородном сообщении, млрд пасс-км
В настоящее время перевозочную деятельность в пригородном сообщении осуществляют
25 пассажирских пригородных компаний (ППК), учрежденных с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс», ООО «Межрегиональная пассажирская компания» и ОАО «РЖД» в г. Сочи по Олимпийским маршрутам. Из 25 перевозчиков по отношению к ОАО «РЖД» дочерними являются 18 компаний, которые осуществляют перевозку в 51 субъекте РФ с населением свыше 86 млн человек, что составляет 70 % от числа населения, проживающих в регионах, имеющих пригородное железнодорожное сообщение.
В 18 пригородных компаниях доля ОАО «РЖД» в уставном капитале составляет более 50 %.
от пассажирских перевозок в пригородном сообщении в 2013 году
Итоги деятельности пригородного комплекса
По итогам 2013 года количество безубыточных ППК увеличилось с 7 до 9 единиц.
Доходы ППК по перевозочной деятельности в 2013 году составили 49,5 млрд руб., что выше показателя 2012 года на 6,6 %. Рост доходов (средняя индексация тарифа 2,8 %) обеспечили
18 перевозчиков из 25.
Выручка от перевозки пассажиров платной категории увеличилась на 10 % и составила
33,3 млрд руб.
Расходы по перевозочной деятельности составили 57,4 млрд руб. или 6,0 % к уровню 2012 года. Следует отметить, что основные затраты ППК приходятся на оплату тарифов за услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые регулируются государством, а также аренду у ОАО «РЖД» подвижного состава, что составляет для большинства пригородных компаний – перевозчиков более 80 % всех расходов.
Безубыточные ППК:
- ОАО «ПК «Сахалин»;
- ОАО «Пермская пригородная компания»;
- ОАО «Волгоградтранспригород»;
- ОАО «Краспригород»;
- ОАО «Алтай-пригород»;
- ОАО «Омск-пригород»;
- ОАО «Северо-Западная ППК»;
- ОАО «Московско-Тверская ППК»;
- ОАО «Центральная ППК».
Параметры деятельности ППК в 2013 году при ставке инфраструктуры 1 %
Показатель | млрд руб. |
---|---|
Доходы | 49,5 |
Расходы | 57,4 |
Убытки | -7,9 |
|
-16,2 |
Субсидии, начисленные | 7,8 |
Субсидии, полученные | 7,6 |
Убытки/прибыль с учетом начисленных субсидий | -0,2 |
|
-8,4 |
Компенсация субъектами Российской Федерации выпадающих доходов перевозчиков
Субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом от 06.10.1999
№ 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» формируется заказ перевозчикам на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
По состоянию на 31 декабря 2013 года заключено 96 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 73 субъектами Российской Федерации.
В условиях действия льготного коэффициента к тарифам на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении выпадающие доходы от государственного регулирования тарифов в 2013 году составили 16,2 млрд руб. (рост на 5,9 % по сравнению с 2012 годом).
На компенсацию выпадающих доходов субъектами РФ было начислено 7,8 млрд руб., из них выплачено 7,6 млрд руб., что составляет менее 50 % от потребности. При этом 126,1 млн руб. было получено в счет убытков прошлых лет.
В полном объеме выполнили свои обязательства девять регионов. Восемь регионов практически вышли на 100 % уровень компенсации, в частности, Волгоградской областью и ХМАО приняты обязательства по погашению задолженности за 2013 год в 2014 году с доведением до 100 % уровня покрытия выпадающих доходов.
На территории шести регионов – г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Астраханская и Рязанская области – в условиях льготной инфраструктуры перевозки осуществляются на самоокупаемом уровне.
В то же время в 34 регионах компенсация выпадающих доходов перевозчиков составила менее
50 %, в том числе в 6 регионах – менее 10 % (Брянская область, Чеченская Республика, Республика Бурятия, Орловская область, Тверская область, Костромская область), а двумя регионами субсидии на компенсацию выпадающих доходов не предусмотрены (Ленинградская область, Вологодская область).
Учитывая, что пригородные пассажирские компании являются отдельными юридическими лицами и не имеют дополнительных источников для покрытия убытков от перевозочной деятельности, то при отсутствии достаточного финансирования из региональных бюджетов, основные риски продолжает нести ОАО «РЖД» в виде нарастающей дебиторской задолженности. В этой связи Компания вынуждена отвлекать собственные денежные средства для оплаты труда машинистов, обслуживающих пригородные поезда, счетов на электроэнергию, что приводит к необходимости дополнительного привлечения ОАО «РЖД» заемных источников для финансирования своей текущей деятельности, и увеличению процентов к уплате, что негативным образом сказывается на финансовом результате.
Компенсация субъектами РФ выпадающих доходов перевозчиков/
Количество субъектов РФ | |||
---|---|---|---|
Уровень компенсации субъектами РФ | 2011 | 2012 | 2013 |
Компенсация не требуется | 6 | 5 | 6 |
100 % компенсация | 15 | 16 | 9 |
|
3 | 9 | 8 |
|
11 | 6 | 14 |
|
32 | 33 | 34 |
|
6 | 4 | 2 |
Итого | 73 |
Совершенствование системы государственного регулирования
Проводимое субъектами Российской Федерации ценовое регулирование перевозок всегда учитывало, прежде всего, их социальный характер, в связи с чем, получаемые доходы покрывали расходы не более чем на 50 %.
Начиная с 2011 года, Правительством Российской Федерации установлен льготный коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении пригородных пассажирских перевозок.
Возникающие в результате этого потери в доходах ОАО «РЖД» компенсируются субсидиями из федерального бюджета. В 2011–2013 гг. из бюджета РФ на эти цели ежегодно выделялось
по 25 млрд руб.
В то же время, следует отметить, что льготный коэффициент к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры применяется как к регулируемым государством тарифам, так и к дерегулируемым тарифам. При этом источники для покрытия расходов на содержание инфраструктуры, возникающих при осуществлении перевозок пассажиров по дерегулируемым тарифам, в настоящее время отсутствуют.
С целью совершенствования тарифной системы ОАО «РЖД» инициирует поправки в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 844 в части применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые организацией при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении
по тарифам, установленным субъектом РФ.
На обсуждение также вынесен вопрос применения льготного исключительного тарифа на услуги инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении только для пригородных пассажирских перевозок, осуществляемых по регулируемым субъектами РФ тарифам.
Обновление парка подвижного состава
В целях развития и совершенствования организации пригородных пассажирских перевозок, повышения качества предоставляемых услуг, а также улучшения технического состояния моторвагонного подвижного состава (МВПС) регулярно производится обновление пригородного подвижного состава.
В 2013 году было закуплено 260 вагонов МВПС на общую сумму 7,718 млрд руб., из них: 217 вагонов электропоездов серии ЭД производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод»,
18 вагонов электропоездов серии ЭТ4А и один вагон дизель-поезда ДТ-1 производства ОАО «Торжокский вагоностроительный завод», 24 вагона рельсовых автобусов серии РА-2 производства ОАО «Метровагонмаш». В эксплуатацию введен 241 вагон из нового МВПС.