Наверх

Содержание раздела

  /  Обзор результатов деятельности / Характеристика транспортного рынка / Тарифное регулирование

Тарифное регулирование

Основы государственной политики в отношении естественных монополий, включая принципы государственного регулирования и формирования тарифной политики в области грузовых перевозок, определены законодательно.

На основе федеральных законов приняты решения Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий, в которых сформированы принципы государственного регулирования тарифов.

В течение 2013 года работа по формированию тарифной политики в области грузовых перевозок продолжалась по нескольким направлениям.

Переход на долгосрочное тарифное регулирование

Выполнение плана мероприятий по реализации Целевой модели

Работа по совершенствованию Прейскуранта № 10-01

Завершилась работа по переходу на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

ФСТ России утверждены Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках. В соответствии с данными Методическими указаниями целевой уровень индексации тарифов на грузовые перевозки будет рассчитываться на пять лет.

Принципиальным отличием новых Методических указаний от ранее действующего порядка индексации тарифа является расчет требуемого уровня доходности инвестированного капитала в дополнение к традиционно рассчитываемому прогнозному уровню расходов. Применение рыночных норм доходности должно позволить ОАО «РЖД» увеличить тарифную выручку и направлять больше собственных средств на реализацию инвестиционной программы.

Переход на долгосрочную тарифную политику является одним из ключевых элементов формирования долгосрочной финансовой модели деятельности ОАО «РЖД». Наличие долгосрочной финансовой модели на базе долгосрочной тарифной политики оценивается рейтинговыми агентствами как показатель финансовой устойчивости Компании, а также является важным фактором инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД».

Несмотря на переход на долгосрочную тарифную политику, Правительством Российской Федерации приняты решения о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексацией в соответствии с показателями инфляции за предыдущий период.

В целях решения целевых задач реформирования железнодорожного транспорта, продолжались работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Целевой модели рынка железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

Одним из важнейших направлений работы в 2013 году стало формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию международных договоренностей РФ по присоединению к ВТО и формированию Единого экономического пространства, в части изменения подходов к реализации тарифной политики.

В рамках выполнения положений Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (пункты 4 и 5 статьи
6 Соглашения):

  • с 2013 года организациям железнодорожного транспорта предоставлено право изменения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (тарифного коридора), что позволило ОАО «РЖД» самостоятельно реализовывать гибкую тарифную политику. ФСТ России были установлены ценовые пределы тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий в виде индексов к действующим тарифам: минимальный индекс к действующим тарифам Прейскуранта
    № 10-01 в размере 0,872, максимальный индекс – 1,134;
  • в марте 2013 года утвержден Регламент подготовки и принятия решений ОАО «РЖД» об установлении (изменении) уровня тарифов, сборов и платы в рамках ценовых пределов, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Дополнительный доход ОАО «РЖД»
1 493,7 млн руб.
в результате реализации тарифной политики
в 2013 году

Реализация тарифной политики в рамках тарифного коридора направлена на решение основной задачи – получение экономического эффекта для ОАО «РЖД», в том числе привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, решения задач технологического характера, повышения привлекательности железнодорожного транспорта по отношению к альтернативным вариантам организации доставки продукции.

За время действия тарифного коридора было рассмотрено порядка 40 обращений грузоотправителей и структурных подразделений ОАО «РЖД». При этом из принятых правлением ОАО «РЖД» решений по изменению уровня тарифов вступили в действие
10 решений, направленных на снижение уровня тарифов, и одно решение, направленное на повышение уровня.

В результате дополнительный доход ОАО «РЖД» по всем действующим решениям в 2013 году оценивается в размере 1 493,7 млн руб., дополнительный прирост объемов грузов составляет 1 583,6 тыс. тонн и 15,3 тыс. ДФЭ.

Проводилась работа по совершенствованию Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (утвержден постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 № 47-т/5).

В рамках специально созданной в ОАО «РЖД» рабочей группы проводилась работа над проектом Концепции нового прейскуранта на грузовые перевозки.

С целью приведения действующего Прейскуранта к изменениям внутренних и внешних условий экономического развития страны была проведена унификация тарифов во всех видах сообщения. Кроме того, в Прейскурант были включены длительно действующие системные исключительные тарифы (требования ВТО и ЕЭП).