Наверх
  /  Финансово-экономические результаты / Основные финансовые результаты

Основные финансовые результаты

В 2013 году финансово­хозяйственная деятельность Компании осуществлялась
в значительно более сложных экономических условиях по сравнению с 2012 годом.

В 2013 году отмечалось значительное ухудшение макроэкономической конъюнктуры в стране,
в связи с чем ощутимо замедлился рост ВВП и, что еще более важно, отмечено существенное снижение роста промышленного производства. Прогноз изменения этих параметров, начиная
с сентября 2012 года, последовательно корректировался. Рост ВВП замедлился до 1,3 %
по сравнению с 3,4 % в 2012 году. Рост промышленного производства, определяющего объемы работы железнодорожного транспорта, в 2013 году составил всего 0,4 % против 2,6 % в 2012 году.

На фоне изменения макросценариев Компания была вынуждена несколько раз корректировать план по динамике объемов перевозок. Если первоначальный план погрузки предполагал рост на 3,3 % к отчету 2012 года, то с учетом сложившихся в конце года условий снижение погрузки по итогам 2013 года составило 2,8 %.

Ключевые события 2013 года

  • Советом директоров ОАО «РЖД» утверждена Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года и сформирована финансовая модель ее обеспечения.
  • Компания в полном объеме исполнила свои обязательства по своевременному обеспечению финансирования завершающих этапов работ по Олимпийским объектам
    в г. Сочи.
  • Принято решение по внесению 260 млрд руб. из Федерального бюджета в уставный капитал ОАО «РЖД» на развитие БАМа и Транссиба, в том числе за счет размещения средств Фонда национального благосостояния в привилегированные акции ОАО «РЖД», которые будут выпущены в период 2014–2016 гг. в объеме 150 млрд руб.
  • Правительством принято важнейшее решение о том, что источником финансирования инвестиционной программы компании впервые становится выпуск инфраструктурных облигаций на сумму 300 млрд руб. в период с 2013–2015 гг. со сроками погашения
    от 15 до 30 лет.
  • Проведен публичный технологический и ценовой аудит проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, результаты которого рассмотрены на экспертных и общественных слушаниях и направлены в Правительство Российской Федерации.
Доходы по всем видам деятельности по итогам 2013 года составили
1 376,6
млрд руб. + 0,8 % к 2012 году
Дивиденды от ДЗО ОАО «РЖД» в 2013 году

23,0
млрд руб.
Расходы по всем видам деятельности по итогам 2013 года составили
1 317,8
млрд руб. + 1,5 % к 2012 году
Чистая прибыль за 2013 год составила


740
млн руб.
Доходы от реализации акций ДЗО ОАО «РЖД» в 2013 году составили

4,4
млрд руб.
Сформированы источники финансирования инвестиционного бюджета в объеме
467,2
млрд руб.

Оценивая степень влияния негативных последствий кризисных явлений, Компания своевременно, начиная с декабря 2012 года, приступила к разработке превентивных антикризисных мероприятий
и сохранила устойчивую работу железнодорожного транспорта.

Все параметры работы компании были неоднократно рассмотрены на заседаниях совета директоров ОАО «РЖД» и в причастных федеральных органах исполнительной власти.
Потеря доходов ОАО «РЖД» к первоначальному плану составила 137,5 млрд руб.

Для обеспечения финансовой сбалансированности, в условиях снижения доходов, роста налоговой нагрузки (увеличения страховых взносов и отмены льгот по налогу на имущество), а также пересмотром прогнозов Минэкономразвития России, первоначальный план по расходам
по перевозочным видам деятельности откорректирован в сторону снижения на 98,8 млрд руб.

Основными направлениями наряду со снижением расходов, зависящих от объемов перевозок, стали: оптимизация технологических процессов, консервация объектов основных фондов, оптимизация работы с привлеченным парком, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками
по изменению ценовой политики, введение режима неполного рабочего времени.

При этом благодаря постоянной работе по управлению издержками, а также выполнению поручения акционера (Российская Федерация) о сокращении расходов, рост удельной себестоимости перевозок составил всего 0,4 %, что существенно ниже среднегодовой инфляции
в стране (6,8 %). Темп роста производительности в 2013 году составил 104,3 %, притом, что в целом в стране производительность труда выросла на 1,5 %.

С учетом указанных факторов, в условиях государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, компания обеспечила рентабельную деятельность по итогам года
и получила чистую прибыль в размере 740,4 млн руб. При этом были сформированы источники финансирования инвестиционного бюджета в объеме 467,2 млрд руб., что более чем в два раза превышает объем амортизации за 2013 год.

Динамика финансовых результатов за 2009–2013 гг.

Показатель Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013 Изменения факт к плану 2013 Изменения
2013 к 2012
план факт +/- % +/- %
Всего доходов млрд руб. 1 050,2 1 195,1 1 288,3 1 366,0 1 358,6 1 376,6 18,0 101,3 10,6 100,8
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 956,8 1 079,3 1 109,1 1 206,5 1 199,4 1 209,5 10,1 100,8 3,1 100,3
  • грузовые перевозки
млрд руб. 783,0 936,2 1 003,1 1 089,3 1 078,5 1 088,2 9,7 100,9 -1,1 99,9
  • предоставление услуг инфраструктуры
млрд руб. 11,7 88,4 87,2 96,7 100,8 101,7 0,9 100,9 5,0 105,2
  • предоставление услуг локомотивной тяги
млрд руб. 11,0 11,8 11,4 12,4 11,1 11,0 -0,1 99,1 -1,3 89,2
  • пассажирские перевозки
млрд руб. 151,0 42,9 7,4 8,1 9,0 8,6 -0,4 95,9 0,5 106,1
Доходы от прочих видов деятельности млрд руб. 93,4 115,8 179,2 159,5 159,1 167,0 7,9 105,0 7,5 104,7
Всего расходов млрд руб. 999,9 1 084,2 1 215,6 1 298,6 1 307,9 1 317,8 9,9 100,8 19,2 101,5
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 913,8 986,4 1 050,8 1 151,5 1 162,6 1 165,9 3,3 100,3 14,4 101,2
  • грузовые перевозки
млрд руб. 691,1 796,1 933,3 1 017,4 1 023,8 1 027,6 3,8 100,4 10,2 101,0
  • предоставление услуг инфраструктуры
млрд руб. 11,1 86,2 102,2 118,8 122,9 122,3 -0,6 99,5 3,5 103,0
  • предоставление услуг локомотивной тяги
млрд руб. 8,3 8,8 8,4 9,2 8,2 8,2 -0,1 99,1 -1,0 89,2
  • пассажирские перевозки
млрд руб. 203,3 95,3 7,0 6,2 7,7 7,8 0,1 101,5 1,6 126,2
Расходы от прочих видов деятельности млрд руб. 86,1 97,9 164,7 147,1 145,3 151,9 6,6 104,5 4,8 103,3
Всего прибыль от продаж млрд руб. 50,2 110,9 72,8 67,4 50,6 58,8 8,1 116,1 -8,6 87,2
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 43,0 92,9 58,3 54,9 36,8 43,6 6,8 118,5 -11,3 79,4
  • грузовые перевозки
млрд руб. 91,9 140,1 69,9 71,9 54,8 60,6 5,8 110,7 -11,3 84,3
  • предоставление услуг инфраструктуры
млрд руб. 0,6 2,2 -15,0 -22,1 -22,1 -20,6 1,5 93,3 1,4 93,5
  • предоставление услуг локомотивной тяги
млрд руб. 2,7 3,0 3,0 3,2 2,9 2,9 0,0 99,1 -0,3 89,3
  • пассажирские перевозки
млрд руб. -52,3 -52,4 0,4 1,9 1,3 0,8 -0,5 62,4 -1,1 41,5
Прибыль от прочих видов деятельности млрд руб. 7,2 18,0 14,5 12,5 13,8 15,1 1,3 109,7 2,7 121,5
Результат от прочих доходов и расходов млрд руб. 10,1 14,9 3,8 -1,3 -33,4 -39,3 -6,0 117,9 -38,1 3 116,0
Результат от продажи акций дочерних и зависимых обществ млрд руб. 1,0 6,9 66,3 33,9 3,6 1,4 -2,2 37,6 -32,5 4,0
Бюджетные ассигнования млрд руб. 76,8 52,2 1,8 23,2 0,4 0,9 0,5 225,6 -22,3 3,8
Курсовые разницы млрд руб. -4,6 0,9 -6,4 4,5 -22,0 -18,4 3,6 83,6 -22,8 -410,7
Изменения резервов и иных оценочных обязательств млрд руб. -15,4 -17,3 -51,8 -18,2 4,4 -1,7 -6,1 -38,1 16,5 9,3
Доходы от участия в других организациях, включая дивиденды млрд руб. 1,6 2,1 21,3 9,8 22,9 23,0 0,1 100,4 13,2 234,2
Затраты по кредитам и займам млрд руб. -24,3 -20,6 -19,6 -19,3 -24,7 -26,8 -2,0 108,3 -7,5 138,7
Прибыль до налогообложения млрд руб. 60,3 125,9 76,6 66,2 17,3 19,4 2,2 112,6 -46,7 29,4
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства млрд руб. 45,9 51,1 59,8 52,0 17,1 18,7 1,6 109,3 -33,3 36,0
Чистая прибыль млрд руб. 14,4 74,8 16,8 14,1 0,1 0,740 0,6 512,1 -13,4 5,2
Расходы по инвестиционной деятельности без капитализируемых процентов (без НДС) млрд руб. 265,5 317,4 395,4 480,1 467,5 467,2 -0,2 99,9 -12,8 97,3
Государственная поддержка, в т. ч. млрд руб. 108,6 163,2 119,7 152,7 84,1 87,1 2,9 103,5 -65,7 57,0
Субсидии и прочие компенсации из федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов. млрд руб. 80,3 59,6 31,2 51,7 28,0 27,6 -0,5 98,2 -24,1 53,3
Взносы в уставный капитал млрд руб. 28,2 103,6 88,6 101,0 56,0 59,5 3,4 106,1 -41,6 58,9
Себестоимость перевозок коп/
10прив.
ткм
377,2ц 372,3 369,4 393,4 397,5 395,0 -2,5 99,4 1,6 100,4
EBITDA млрд руб. 269,2 329,0 273,4 274,0 237,0 244,1 7,1 103,0 -29,9 89,1
Финансовый долг
Финансовый долг (Долг по кредитам+лизинг) / EBITDA х 1,4 1,0 1,4 1,6 2,7 2,6 -0,1 96,5 1,1 167,6
Чистый долг (Финансовый долг-осткаток ден.ср-в) / EBITDA х 1,3 0,8 0,8 1,2 2,4 2,3 -0,1 94,2 1,1 199,2
Изменение кредитов и займов полученных (тело долга) млрд руб. 19,8 -23,7 74,7 38,3 174,2 175,4 1,2 100,7 137,1 457,5
Чистое изменение кредитного портфеля c учетом курсовых разниц и процентов по кредитам млрд руб. 29,9 -23,3 79,8 35,7 198,4 196,5 -1,9 99,0 160,8 550,4
Долг по кредитам, с учетом начисленных процентов млрд руб. 327,4 304,1 383,9 419,6 618,1 616,1 -1,9 99,7 196,5 146,8

Собственные средства, активы и обязательства (по данным бухгалтерского баланса ОАО «РЖД» за 2013 год)

Ед. изм. 2012 2013 % к 2012 г.
Валюта баланса млрд руб. 4 330,80 4 577,50 5,7 %
Внеоборотные активы млрд руб. 4 053,20 4 319,60 6,8 %
Оборотные активы млрд руб. 277,6 258 -7,1 %
Капитал и резервы млрд руб. 3 481,80 3 540,30 1,7 %
Долгосрочные обязательства млрд руб. 427,8 656,7 53,5 %
Краткосрочные обязательства млрд руб. 421,2 380,5 -9,7 %
Стоимость чистых активов млрд руб. 3 488,90 3 547,60 1,7 %