Наверх

Содержание раздела

  /  Обзор результатов деятельности / Грузовые перевозки / Парк подвижного состава

Парк подвижного состава

Вагонные парки

Одним из результатов государственной программы реформирования железнодорожного транспорта стало создание приватного парка грузовых вагонов, который к 31 декабря 2013 года составил порядка 1 200 тыс. единиц подвижного состава и принадлежал более чем
1 800 собственникам. За 2013 год парк грузовых вагонов вырос на 48,7 тыс. единиц или 4,2 %.

Вагонный парк ОАО «РЖД» включает 54 тыс. единиц подвижного состава, или 4,5 % общего количества (с учетом 5 тыс. запаса и с марта 2013 года — 6300 сублизинговых полувагонов, ранее учитывавшихся как приватные ОАО «ФГК»).

В июле 2013 года парк ВСП полностью возвращен в собственное оперирование ОАО «ФГК», который является крупнейшим оператором вагонного парка Холдинга.

Чистая прибыль ОАО «ФГК» в 2013 году составила
2,6 млрд руб.
Доля ОАО «ФГК» в сетевом грузообороте
13,6 %
с 6,5 % в 2012 году

Структура вагонного парка ОАО «РЖД» и ДЗО в 2013 году

Компании Количество, тыс. вагонов Доля, %
Всего вагонов, в том числе 252,9 100
ОАО «РЖД» 54,2 21,4
ДЗО, в том числе 198,7 78,6
  • ОАО «ФГК»
162,6 64,3
  • Трансконтейнер
25,6 10,1
  • Рефсервис
5,8 2,3
  • РейлТрансАвто
2,8 1,1
  • Русская Тройка
1,8 0,7

Стоит отметить, что, согласно проведенным расчетам, существующий в настоящее время парк грузовых вагонов является избыточным. Для обеспечения предъявляемых и перспективных объемов перевозок достаточно 900-950 тыс. грузовых вагонов. Более 290 тыс. излишних вагонов ограничивают пропускную способность и маневренность инфраструктуры, препятствуют движению грузопотоков, снижают скорость доставки грузов и эффективность использования вагонного парка.

Структура Российского парка грузовых вагонов, тыс. единиц

Структура рынка оперирования грузовыми вагонами по объемам перевозок, %

Структура рынка оперирования грузовыми вагонами по объемам грузооборота, %

По сравнению с максимальными объемами груженных вагоно-километров, достигнутыми в границах РСФСР в 1988 году, сегодняшние параметры ниже на 35 %. При этом порожние вагоно-километры увеличились на 2,9 %. Мощности железных дорог в значительной степени используются не для перевозок грузов, а для перемещения порожних вагонов, исходя из коммерческих интересов операторов, при том, что производительность грузового вагона снижена многократно.

Каждые 50 тысяч вагонов, находящиеся на инфраструктуре ОАО «РЖД» сверх рациональной величины, вызывают следующие негативные последствия:

  • дополнительное содержание в течение года 130-140 поездных локомотивов и соответственно 600-620 локомотивных бригад;
  • дополнительный расход 540-570 млн кВТ•ч. элеткроэнергии на разгоны-замедление грузовых вагонов после неграфиковых остановок.

Имеющийся избыток вагонного парка повлиял на рост оборота вагона, снижение скорости доставки грузов, а также привел к дополнительным расходам ОАО «РЖД» в размере более 19 млрд руб.

Кроме того, несмотря на исторически максимальный размер, существующий парк вагонов не обеспечивает стабильный вывоз грузов, и это в, первую очередь, касается низкодоходных и социально-значимых грузов.

Именно из-за незаинтересованности собственников подвижного состава в предоставлении грузоотправителям принадлежащих им вагонов под перевозки низкостоимостных, социально значимых грузов и мелких партий грузов, ОАО «РЖД» было вынуждено сформировать со второй половины 2011 года парк привлеченных вагонов.

Консолидация части приватного парка в управлении ОАО «РЖД» позволила решить задачи организации размещения вагонного парка на сети железных дорог исходя из реальных потребностей грузоотправителей, обеспечить оперативную дислокацию порожних вагонов в регионы погрузки, организовать вывоз низкодоходных и социально значимых грузов.

К началу 2013 года общий парк полувагонов привлеченного парка (собственности ОАО «ФГК») составлял 74,5 тыс. единиц (15 % от общего наличия на сети парка полувагонов различных видов собственности). В период с января по июль 2013 года в полувагонах парка ВСП было перевезено 22,5 млн тонн грузов (360 тыс. вагоноотправок). Основной объем перевозок приходился на строительные грузы и каменный уголь.

Однако проведенный анализ использования вагонов привлеченного парка показал его востребованность в основном на низкодоходных и социально значимых перевозках в адреса предприятий ЖКХ, электроэнергетики, нужд Минобороны, не привлекательных для других собственников подвижного состава. Доля указанных перевозок в грузообороте парка ВСП составляла около 60 %. В то же время, грузы третьего тарифного класса в вагонах привлеченного парка занимали всего 6,7 %.

Причинами снижения востребованности парка ВСП послужили понижение собственниками (операторами) стоимости предоставления вагонов под перевозки в связи с профицитом парка полувагонов на рынке и необходимость внесения платы за пользование вагонами ВСП за время нахождения их под грузовыми операциями. В связи с этим ОАО «РЖД» было принято решение о возврате полувагонов привлеченного парка в собственное оперирование ОАО «ФГК». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1467, парк полностью был возвращен собственнику в июле 2013 года.

Структура перевозок грузов парком ВСП в 2013 году, %

Парк тягового подвижного состава

Поставка новых локомотивов позволила поэтапно высвобождать эксплуатируемый парк локомотивов и передислоцировать его на полигоны железных дорог, на которых произошел рост грузооборота, а также произвести исключение парка, выработавшего нормативный срок службы.

В 2013 году эксплуатируемый парк локомотивов насчитывал 14 380 единиц.

В течение 2013 года на сеть ОАО «РЖД» было поставлено 804 локомотива, из них 421 электровоза
и 383 тепловоза. Рост поставок новых локомотивов составил 51,1 % по сравнению с 2012 годом.

Из 804 новых локомотивов 82 единицы являются инновационными, в том числе: грузовые электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 (40 единиц), грузовые тепловозы 2ТЭ25А (АМ) (12 единиц), пассажирские электровозы двойного питания ЭП20
(30 единиц).

Приобретено ОАО «РЖД» в 2013 году
804
новых локомотива

Структура эксплуатируемого парка локомотивов в 2013 году, единиц

Основные качественные показатели использования подвижного состава в 2013 году

  • Участковая скорость движения грузового поезда к уровню 2012 года увеличилась
    на 0,8 км/час (+2,2 %) и составила 36,8 км/ч ; техническая скорость – на 0,4 км/час (+0,9 %)
    и составила 45,6 км/ч.
  • Средний вес грузового поезда составил 3 911 тонн (+0,5 %). Рост достигнут в основном за счет увеличения отправления соединенных поездов. По сети железных дорог отправлено 22,2 тыс. поездов повышенной длины (+35,8 %).
  • Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в целом по сети составляла 1 820 тыс. ткм брутто (+1,6 %). Рост достигнут в основном за счет увеличения среднесуточного пробега до 591,3 км (+1 %) и снижения процента вспомогательного пробега локомотива рабочего парка с 12,6 % до 12,3 %.
Прирост производительности локомотива рабочего парка
1,6 %
Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка
по сети составлила
1 820 тыс. ткм брутто
Прирост участковой скорости грузового поезда


2,2 %
Участковая скорость движения грузового поезда
к уровню 2012 года увеличилась на 0,8 км/час
Приобретено ОАО «РЖД» за период
с 2009 по 2013 год

2 537
новых локомотивов

Перевозки грузов (с учетом грузобагажа) в 2013 году

Количество
Локомотивы, всего 804
Электровозы 421
Грузовые электровозы переменного тока 157
Грузовые электровозы постоянного тока 164
Пассажирские электровозы переменного тока 50
Пассажирские электровозы постоянного тока 50
Тепловозы 383
Грузовые тепловозы 138
Пассажирские тепловозы 41
Маневровые тепловозы 204

Приобретение тягового подвижного состава, единиц