Реализация проектов для обеспечения проведения Олимпиады и Паралимпиады в Сочи

Ключевая задача ОАО «РЖД» в ходе подготовки к XXII Олимпийским зимним и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи заключалась в создании новой современной транспортной инфраструктуры в регионе их проведения.

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт
«Альпика-Сервис» со строительством второго сплошного железнодорожного пути
Сочи — Адлер — Веселое

Крупнейший вновь построенный инфраструктурный объект ОАО «РЖД» в регионе. Благодаря ему Игры в Сочи были признаны самыми компактными за всю историю Олимпийских Зимних Игр.

1 ноября 2013 года по железнодорожной ветке совмещенной дороги было открыто движение современных скоростных электропоездов «Ласточка»; 24 ноября 2013 была запущена в эксплуатацию автомобильная дорога.

Цель проекта
Обеспечение быстрого и комфортного перемещения гостей и участников Олимпиады из прибрежного кластера в горный.
Построено и введено в эксплуатацию:
  • более 27 км — тоннели (12 в горной части и 2 на побережье (перегон Сочи — Мацеста);
  • 38 км – мосты и эстакады (41 автодорожный мост
    и 47 железнодорожных – 37 в горной части и 10 на участке
    Сочи — Адлер — Веселое).
Горное направление:
  • 46 км автомобильной дороги с 6 транспортными развязками;
  • 48 км электрифицированной однопутной железной дороги с двухпутными вставкам;
  • 2 станции с пассажирскими терминалами («Эсто-Садок» и «Красная Поляна»).
Прибрежное направление:
  • 32 км второго главного пути на участке
    Сочи — Адлер — Веселое;
  • 3 новые станции (мультимодальный терминал вокзала «Адлер», станции «Олимпийский парк» и «Олимпийская деревня»).
Стоимость проекта

По сметной документации на строительство всех 28 этапов объекта его общая стоимость составляла 285 млрд руб., из которых
264 млрд руб. — горный участок, 21 млрд руб. — прибрежный.

Однако итоговая стоимость выполненных работ была снижена за счет ряда инженерно-технических и инновационных решений
до 262 млрд руб.

Затраты распределены между государством
и ОАО «РЖД»: 261 млрд руб. — средства федерального бюджета, перечисляемые в уставный капитал ОАО «РЖД», остальное — собственные средства ОАО «РЖД» из инвестиционного бюджета компании.

Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи
и железнодорожный терминал в аэропорту

Движение открыто в феврале 2012 года.
Цель проекта
Обеспечение регулярного железнодорожного пассажирского сообщения между аэропортом и городом.
Построено и введено в эксплуатацию:
Общая протяженность построенной железной дороги – 2,8 км
Построено и введено в эксплуатацию:
  • 2 тоннеля (164 и 368 метров);
  • 3 эстакады общей длиной 750 м;
  • мост длиной 44 м;
  • современный железнодорожный пассажирский терминал
    в аэровокзальном комплексе.
Стоимость проекта

Около 10 млрд руб.

Пассажирские терминалы железнодорожных станций Дагомыс, Мацеста, Хоста и вокзала Сочи

Цель проекта
Строительство и реконструкция ряда объектов пассажирских терминалов в соответствии с концепцией создания в Сочи так называемой «безбарьерной» среды, ориентированной на удобство передвижения людей с ограниченными возможностями.
Построено и введено в эксплуатацию:
  • Построены новые и реконструированы существовавшие ранее надземные и подземные пешеходные переходы;
  • оборудованы лифты и пандусы;
  • установлены тактильные указатели на тротуарах, платформах, перилах и кнопках лифтов;
  • обустроены специальные билетные кассы, комнаты отдыха и туалеты.
Для удобства слабовидящих и слабослышащих были проведены работы по переоборудованию систем навигации в терминалах, в том числе табло с расписанием движения поездов, указатели маршрутов и вывески оборудованы дополнительными звуковыми и световыми сигналами.
Стоимость проекта

2 млрд руб.

Железнодорожная линия Туапсе-Адлер

Строительство закончено в апреле 2012 года.
Цель проекта
Усиление железнодорожной линии от Туапсе до Адлера.
Построено и введено в эксплуатацию:
Двухпутные вставки на 8 перегонах общей эксплуатационной длиной 30 км для поэтапного увеличения пропускной способности линии с 54 до 70 пар поездов в сутки.
Выполнен значительный объем берегоукрепительных работ
по сооружению волногасящих бун, волноотбойных и подпорных стен, отсыпке гравийно-галечных защитных береговых полос.
Стоимость проекта

16 млрд руб.

Железнодорожные грузовые дворы Имеретинской низменности

Строительство закончено в 2009 году
Цель проекта
Обеспечение приемки и переработки грузов для олимпийского строительства
Построено и введено в эксплуатацию:
Два временных грузовых двора суммарной мощностью 15 млн тонн в год:
  • грузовой двор «Россельхозакадемия» — 11 млн тонн в год инертных и сыпучих грузов (щебень, песок, галька, ПГС);
  • грузовой двор «Сочинский» — 3,7 млн тонн в год штучных, длинномерных и контейнерных грузов.
Стоимость проекта

16 млрд руб.

Дополнительные объекты

Помимо основных проектов, ОАО «РЖД» также был осуществлен ряд мероприятий, направленных на благоустройство инфраструктурных объектов и обеспечение безопасности при проведении Игр.
Так, по поручению Правительства Российской Федерации, за 2013 год были благоустроены городские площади, оборудованы зоны досмотра пассажиров, пешеходные переходы, тротуары, а также проезды, остановки и стоянки городского и автомобильного транспорта.
Помимо объектов федеральной программы, было построено депо для технического обслуживания электропоездов «Ласточка», которые перевозили пассажиров во время проведения Игр.

Кроме того, также по поручению Правительства Российской Федерации, Компания реализовала комплекс мероприятий в целях обеспечения безопасности олимпийских объектов. Так на железнодорожных станциях «Олимпийский парк», «Красная поляна», «Эсто-Садок», «Олимпийская деревня», «Мацеста», «Хоста», на вокзале в Сочи, а также
в мультимодальном терминале и вагонном депо вокзала Адлер были оборудованы пункты досмотра пассажиров и установлены инженерно-технические средства охраны
с системами сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом.

Прием олимпийских объектов ОАО «РЖД»

Все этапы строительства олимпийских объектов ОАО «РЖД» велись под контролем Международных Олимпийского и Паралимпийского Комитетов и руководства Российской Федерации. Все объекты были сданы в срок или раньше срока.

Эстафета Олимпийского огня

16 ноября 2013 года во Владивостоке начался железнодорожный этап Эстафеты Олимпийского огня. Отсюда на своем пути в Сочи Олимпийский огонь преодолел свыше 17 тысяч километров на специальном поезде ОАО «РЖД».