Наверх
  /  Финансово-экономические результаты / Анализ доходов по перевозочным видам деятельности

Анализ доходов по перевозочным видам деятельности

За период с 2009 по 2013 год доходы от перевозочных видов деятельности увеличились с 956,8 млрд руб. до 1 209,5 млрд руб. ( в том числе за последний год увеличение
на 3,0 млрд руб. или 0,2 %).

Структура доходов от перевозок в отчетном году существенно не изменилась, наибольший удельный вес занимают доходы от грузовых перевозок – 90 % Доходы за предоставление услуг инфраструктуры для грузовых и пассажирских перевозок составляют 8,4%. Оставшиеся 1,6 % приходится на доходы от предоставления услуг локомотивной тяги – около 0,9 % и пассажирские перевозки в скоростных поездах – около 0,7 %.

Динамика структуры доходов по перевозкам ОАО «РЖД», млрд руб.

Доходы Факт 2012 г. План 2013 г. Факт 2013 г. +/- к плану % к плану +/- к 2012 г. % к 2012 г.
грузовые перевозки 1 089,3 1 078,50 1 088,20 9,7 100,9 -1,1 99,9
предоставление услуг локомотивной тяги 12,4 11,10 11,00 -0,1 99,1 -1,4 89,2
пассажирские перевозки в дальнем следовании 8,1 9 8,6 -0,4 95,3 0,4 105,4
пассажирские перевозки в пригородном сообщении 0,004 0,01 0,06 0,05 в 5 раз 0,06 в 15 раз
предоставление услуг инфраструктуры 96,7 100,8 101,7 0,9 100,9 5 105,2
Итого по перевозочным видам деятельности 1 206,5 1 199,4 1 209,5 10,1 100,8 3 100,3

Динамика доходов от перевозок за период 2009–2013 гг., млрд руб.

Cтруктура доходов от перевозочной деятельности в 2013 году, млрд руб.

Доходы от грузовых перевозок

В 2013 году доходы составили 1 088,2 млрд руб., что на 1,1 млрд руб. или на 0,1 % ниже уровня
2012 года.

Основное влияние на изменение доходов от грузовых перевозок

  • снижение грузооборота (без учета вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на 1,2 % по отношению к 2012 году (с 2 222,4 млрд ткм до 2 196,2 млрд ткм) повлияло на снижение доходов в размере 12,8 млрд руб.;
  • рост средней доходной ставки на 10 ткм к уровню 2012 года на 1,1 % повлиял на увеличение доходов в размере 11,7 млрд руб. по следующим основным причинам:
    • индексация тарифов на 7 % (+71,7 млрд руб.);
    • ухудшение структуры грузооборота (-32,4 млрд руб.) произошло в основном за счет:
      • изменений в структуре грузооборота по номенклатуре грузов (-16,8 млрд руб.) за счет роста доли перевозки угля (с низкой доходностью) на 2,4 п. п. с 34,8 % до 37,1 %, снижения доли перевозки черных металлов (с высокой доходностью) с 6,2 % до 5,8 %, снижения доли перевозки нефтеналивных грузов (со средней доходностью) на 0,3 п. п. с 19,9 % до 19,6 %;
      • изменений в структуре грузооборота по видам сообщения (-2,3 млрд руб.). В отчетном году доля внутрироссийских перевозок снизилась с 45,4 % до 45 %, а международных через порты – возросла с 33,6 % до 34,3 % за счет роста дальности перевозок, при этом при перевозке через порты доходная ставка ниже среднесетевого уровня на 30 %,
        а по перевозке угля – ниже в 3 раза.;
      • роста доли перевозок маршрутными отправками на 2,6 п. п., по которым предусмотрено применение понижающего коэффициента к Прейскуранту 10-01 до 15 % позволил увеличить эффективность организации груженых вагонопотоков и сократить затраты на сортировку
        и переработку грузов, однако указанный фактор повлиял на снижение доходов в размере
        9,6 млрд руб.
  • влияние унификации тарифов – уменьшение доходов на 4,5 млрд руб. При проведении унификации тарифов (уравнивание тарифов на перевозку в адрес российских портов и сухопутных пограничных переходов) для компенсации потерь доходов Компании были приняты меры тарифного регулирования путем внесения в Прейскурант № 10-01 и установления дополнительных повышающих коэффициентов к тарифам на перевозки ряда грузов через сухопутные погранпереходы Российской Федерации. Однако анализ доходов ОАО «РЖД»
    от перевозок грузов (нефтяных, лесных, продукции неорганической химии) показал, что после унификации тарифов структура этих грузов изменилась, в результате не было обеспечено сохранение доходов компании в полном объеме и ОАО «РЖД» недополучило в 2013 году порядка 4,5 млрд руб.
  • снижение доходов от изменения объемов эксплуатации парка ВСП (вагоны собственные привлеченные) – уменьшение доходов на 23,1 млрд руб. С июля 2013 года был осуществлен окончательный возврат вагонов парка ВСП в управление ОАО «ФГК».

Факторный анализ снижения доходов от грузовых перевозок за 2013 год к уровню
2012 года на -1,1 млрд руб.

Доходы от услуг локомотивной тяги

Доходы составили 11,0 млрд руб., что на 10,8 % ниже уровня 2012 года. Снижение доходов произошло за счет сокращения объемов предоставления услуг по подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования в соответствии со снижением объема грузооборота.

Доходы от предоставления услуг инфраструктуры

Доходы составили 101,7 млрд руб. с приростом к прошлому году на 5 млрд руб., или на 5,2 %.

  • сокращение вагонокилометровой работы при перевозке пассажиров на 3,5 %. В условиях неполного возмещения затрат и сокращения субсидий перевозчики проводили оптимизацию графика движения – отмена поездов, укорачивание маршрутов и сокращение их составности
    – что привело к снижению доходов на 3 млрд руб.
  • увеличение тарифа на 7 % привело к росту доходов на 7 млрд руб.;
  • повышение размера платы за отстой вагонов иных собственников на путях общего пользования по причине увеличения подвижного состава операторов и вывода вагонов из парка ВСП
    в управление ОАО «ФГК», а также изменение методологии учета платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», повлияло
    на рост доходов в 2013 году на 1 млрд руб.

Факторный анализ роста доходов от предоставления услуг инфраструктуры в 2013 год к уровню 2012 года на 5 млрд руб.

Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании

Доходы получены в сумме 8,6 млрд руб., что на 0,4 млрд руб. или на 5,4 % выше уровня прошлого года. ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании скоростными электропоездами «Сапсан», «Ласточка» и «Аллегро».

Ключевым фактором увеличения доходов стал рост пассажирооборота в дальнем следовании скоростными электропоездами (+9,2 %) к факту аналогичного периода прошлого года, что обусловлено назначением дополнительных электропоездов «Сапсан» в период массовых перевозок, началом эксплуатации скоростных поездов «Ласточка» с 23 января 2013 года
по маршруту Санкт-Петербург – Чудово – Бологое, Новгород (1 пара в сутки). Также на рост пассажирооборота в международном сообщении (поездами «Аллегро», +35,4 %) повлияло применение тарифа «специальная цена» на поезда утреннего отправления из Санкт-Петербурга
и Хельсинки, где была самая низкая заполняемость за счет ранней отправки поездов.

Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении

Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении составили 0,06 млрд руб.

В целях подготовки перевозок пассажиров во время Олимпийских игр 2014 года с 1 мая 2013 года начата эксплуатация электропоездов «Ласточка» по маршруту Сочи – Аэропорт (10 пар в сутки),
а с 1 ноября 2013 года – эксплуатация электропоездов «Ласточка» по Олимпийским маршрутам
в размере 30% графика, предусмотренного на время Олимпийских игр.