Наверх

Содержание раздела

  /  Обзор результатов деятельности / Инновации и технологическое развитие / Основные результаты

Основные результаты выполнения Программы инновационного развития ОАО «РЖД»

Система управления перевозочным процессом Инфраструктура Подвижной состав Повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса

Задачи

  • Внедрение технологии доставки грузов на принципах «от двери до двери» и «точно в срок».
  • Повышение эффективности перевозочного процесса за счет внедрения инновационных технологий и новых технических средств.
  • Разработка и внедрение технологии организации движения грузовых поездов по расписанию.
  • Интеграция в Евроазиатский транспортный комплекс на принципах логистического управления.

Результаты

  • Реализован информационно-планирующий режим системы автоматизированного управления движением поездов на участке Санкт-Петербург – Москва.
  • Расширен полигон внедрения технологии движения грузовых поездов по расписанию.
  • Введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная система построения прогнозных суточных энергооптимальных графиков - АПК «ЭЛЬБРУС» на опытном полигоне Челябинск – Инская.
  • Созданы пять Центров управления тяговыми ресурсами.
  • Актуализирована программа развития сортировочных станций на период до 2025 г.

Задачи

  • Гармонизированное развитие перевозочной инфраструктуры на основе имитационных моделей транспортной сети.
  • Разработка нормативно-методической базы для расчетов параметров прочности, безопасности, ресурса и риска.
  • Разработка нормативно-методической базы для обеспечения качества продукции.
  • Разработка нормативно-методической базы для строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей.
  • Внедрение новых материалов и конструкций.
  • Внедрение системы комплексной диагностики инфраструктуры.

Результаты

  • Снижено количество отказов объектов инфраструктуры более чем на 10 % к 2011 году.
  • Разработаны аппаратно-программные средства и технологии комплексного автоматизированного контроля стыков рельсов на рельсосварочном предприятии.
  • Разработаны динамические лаборатории для испытания инфраструктуры с нагрузкой на ось 27 т и скоростью 200 км/ч.
  • Внедрение технологии производства ремонтов и реконструкции железнодорожного пути с использованием координатных методов на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS и КСПД ИЖТ.
  • Внедрение технологии реконструкции тяговых подстанций переменного тока на основе мобильных зданий.
  • Внедрение конструкций объектов инфраструктуры из композитных материалов и объектов пассажирских обустройств из стеклокомпозитных материалов.
  • Разработана НТД для оценки показателей надежности и безопасности функционирования объектов инфраструктуры.

Задачи

  • Разработка нормативно-методической базы для управления жизненным циклом подвижного состава.
  • Увеличение нагрузки на ось.
  • Увеличение скоростей движения.
  • Снижение массы тары грузового вагона.
  • Развитие модельного ряда локомотивов с асинхронным тяговым приводом.
  • Внедрение альтернативных источников энергии для локомотивов и специального самоходного подвижного состава.

Результаты

  • Проведены приемочные испытания тепловозов 3ТЭ116У.
  • Изготовлены: маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 и газотурбовоз ГТ1h-002.
  • Серийный выпуск и эксплуатация магистрального пассажирского электровоза двойного питания с асинхронным тяговым приводом ЭП20 с конструкционной скоростью 200 км/ч.
  • Разработка и изготовление двух головных образцов магистрального грузового электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 с нагрузкой на ось 25 тонн.
  • Разработано техническое задание и технический проект магистрального грузового электровоза двойного питания с асинхронным тяговым приводом 2ЭС20 с нагрузкой на ось 25 тонн.
  • Разработан и сертифицирован 4-осный вагон-платформа для контрейлерно-контейнерных перевозок.
  • Проведены ходовые испытания крытого универсального вагона с раздвижными стенами с осевой нагрузкой 25 тс.

Задачи

  • Разработка и внедрение технологии управления ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла на основе анализа надежности на железнодорожном транспорте (УРРАН).

Результаты

  • Внедрение технологии УРРАН в хозяйствах пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения.
  • Утверждены: СТО РЖД 02.037-2011 «УРРАН. Управление стоимостью жизненного цикла систем, устройств и оборудования хозяйств ОАО «РЖД»; СТО РЖД 02.041-2011 «УРРАН. Системы, устройства и оборудование путевого хозяйства. Требования надежности и функциональной безопасности»; СТО РЖД 02.043-2011 «УРРАН. Системы, устройства и оборудование хозяйства электрификации и электроснабжения. Требования надежности и функциональной безопасности»; СТО РЖД 02.044-2011 «УРРАН. Термины и определения».
  • Утверждены Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования, оценки рисков для хозяйств инфраструктуры.
  • Снижено количество отказов технических средств 1-ой и 2-ой категории (влияющих на график движения поездов) на 9,6 %.

Ключевыми индикаторами, иллюстрирующими темпы инновационного развития Компании являются объемы приобретаемых инновационных технических средств, рост производительности труда, энергоэффективность перевозочного процесса, объемы тяжеловесного движения.

В настоящее время портфель интеллектуальной собственности Холдинга насчитывает более
2 000 охранных документов, из которых более 1 000 – патенты на изобретения и полезные модели. Соответственно растут нематериальные активы Компании, балансовая стоимость которых по состоянию на 31 декабря 2013 года составляет 8,2 млрд руб.

Несмотря на то что, затраты на НИОКР в 2013 году незначительно сократились по сравнению
с предыдущим годом (на 0,8 %) и составили 7,28 млрд руб. (0,53 % выручки), этот показатель соответствует уровню зарубежных компаний.

Количество полученных патентов и свидетельств для ЭВМ и БД
(на конец года, ед.)

Показатели инновационного развития ОАО «РЖД»