Сервисные функции
Основные результаты выполнения Программы инновационного развития ОАО «РЖД»
Система управления перевозочным процессом | Инфраструктура | Подвижной состав | Повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса |
Задачи
- Внедрение технологии доставки грузов на принципах «от двери до двери» и «точно в срок».
- Повышение эффективности перевозочного процесса за счет внедрения инновационных технологий и новых технических средств.
- Разработка и внедрение технологии организации движения грузовых поездов по расписанию.
- Интеграция в Евроазиатский транспортный комплекс на принципах логистического управления.
Результаты
- Реализован информационно-планирующий режим системы автоматизированного управления движением поездов на участке Санкт-Петербург – Москва.
- Расширен полигон внедрения технологии движения грузовых поездов по расписанию.
- Введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная система построения прогнозных суточных энергооптимальных графиков - АПК «ЭЛЬБРУС» на опытном полигоне Челябинск – Инская.
- Созданы пять Центров управления тяговыми ресурсами.
- Актуализирована программа развития сортировочных станций на период до 2025 г.
Задачи
- Гармонизированное развитие перевозочной инфраструктуры на основе имитационных моделей транспортной сети.
- Разработка нормативно-методической базы для расчетов параметров прочности, безопасности, ресурса и риска.
- Разработка нормативно-методической базы для обеспечения качества продукции.
- Разработка нормативно-методической базы для строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей.
- Внедрение новых материалов и конструкций.
- Внедрение системы комплексной диагностики инфраструктуры.
Результаты
- Снижено количество отказов объектов инфраструктуры более чем на 10 % к 2011 году.
- Разработаны аппаратно-программные средства и технологии комплексного автоматизированного контроля стыков рельсов на рельсосварочном предприятии.
- Разработаны динамические лаборатории для испытания инфраструктуры с нагрузкой на ось 27 т и скоростью 200 км/ч.
- Внедрение технологии производства ремонтов и реконструкции железнодорожного пути с использованием координатных методов на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS и КСПД ИЖТ.
- Внедрение технологии реконструкции тяговых подстанций переменного тока на основе мобильных зданий.
- Внедрение конструкций объектов инфраструктуры из композитных материалов и объектов пассажирских обустройств из стеклокомпозитных материалов.
- Разработана НТД для оценки показателей надежности и безопасности функционирования объектов инфраструктуры.
Задачи
- Разработка нормативно-методической базы для управления жизненным циклом подвижного состава.
- Увеличение нагрузки на ось.
- Увеличение скоростей движения.
- Снижение массы тары грузового вагона.
- Развитие модельного ряда локомотивов с асинхронным тяговым приводом.
- Внедрение альтернативных источников энергии для локомотивов и специального самоходного подвижного состава.
Результаты
- Проведены приемочные испытания тепловозов 3ТЭ116У.
- Изготовлены: маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 и газотурбовоз ГТ1h-002.
- Серийный выпуск и эксплуатация магистрального пассажирского электровоза двойного питания с асинхронным тяговым приводом ЭП20 с конструкционной скоростью 200 км/ч.
- Разработка и изготовление двух головных образцов магистрального грузового электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 с нагрузкой на ось 25 тонн.
- Разработано техническое задание и технический проект магистрального грузового электровоза двойного питания с асинхронным тяговым приводом 2ЭС20 с нагрузкой на ось 25 тонн.
- Разработан и сертифицирован 4-осный вагон-платформа для контрейлерно-контейнерных перевозок.
- Проведены ходовые испытания крытого универсального вагона с раздвижными стенами с осевой нагрузкой 25 тс.
Задачи
- Разработка и внедрение технологии управления ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла на основе анализа надежности на железнодорожном транспорте (УРРАН).
Результаты
- Внедрение технологии УРРАН в хозяйствах пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения.
- Утверждены: СТО РЖД 02.037-2011 «УРРАН. Управление стоимостью жизненного цикла систем, устройств и оборудования хозяйств ОАО «РЖД»; СТО РЖД 02.041-2011 «УРРАН. Системы, устройства и оборудование путевого хозяйства. Требования надежности и функциональной безопасности»; СТО РЖД 02.043-2011 «УРРАН. Системы, устройства и оборудование хозяйства электрификации и электроснабжения. Требования надежности и функциональной безопасности»; СТО РЖД 02.044-2011 «УРРАН. Термины и определения».
- Утверждены Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования, оценки рисков для хозяйств инфраструктуры.
- Снижено количество отказов технических средств 1-ой и 2-ой категории (влияющих на график движения поездов) на 9,6 %.
Ключевыми индикаторами, иллюстрирующими темпы инновационного развития Компании являются объемы приобретаемых инновационных технических средств, рост производительности труда, энергоэффективность перевозочного процесса, объемы тяжеловесного движения.
В настоящее время портфель интеллектуальной собственности Холдинга насчитывает более
2 000 охранных документов, из которых более 1 000 – патенты на изобретения и полезные модели. Соответственно растут нематериальные активы Компании, балансовая стоимость которых по состоянию на 31 декабря 2013 года составляет 8,2 млрд руб.
Несмотря на то что, затраты на НИОКР в 2013 году незначительно сократились по сравнению
с предыдущим годом (на 0,8 %) и составили 7,28 млрд руб. (0,53 % выручки), этот показатель соответствует уровню зарубежных компаний.
Количество полученных патентов и свидетельств для ЭВМ и БД
(на конец года, ед.)
Показатели инновационного развития ОАО «РЖД»