Наверх

Содержание раздела

  /  Обзор результатов деятельности / Грузовые перевозки / Погрузка

Погрузка

В 2013 году на сети железных дорог было погружено 1 236,8 млн тонн грузов, что на 2,8 % ниже уровня 2012 года. Среднесуточный объем, снизившись на 2,5 %, составил 3 388,5 тыс. тонн.

Снижение погрузки отмечалось на протяжении всего 2013 года, за исключением декабря, когда среднесуточная погрузка возросла на 1,8 %, в том числе в экспортном сообщении на 6,6 %. Отрицательная динамика среднесуточной погрузки обусловлена продолжившейся тенденцией стагнации роста промышленного производства.

С целью минимизации негативного влияния невысокой динамики промышленного производства
на показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» в Компании возобновил свою работу Антикризисный комитет, началась реализация мероприятий по оптимизации расходов, обеспечению финансовой устойчивости и сохранению источников инвестиций, реализованы дополнительные мероприятия по работе с грузоотправителями. В результате проведенных меропритятий удалось не допустить снижения погрузки в 2013 году более чем на 2,8 %
и сбалансировать финансовый результат деятельности Компании.

Общая погрузка на инфраструктуре
ОАО «РЖД» в 2013 году
1 237
млн тонн на 2,8 % ниже уровня
2012 года
Среднесуточная погрузка на инфраструктуре
ОАО «РЖД» в 2013 году
3 389
тыс. тонн на 2,5% ниже уровня
2012 года

Динамика объемов погрузки, млн тонн

Динамика объемов среднесуточной погрузки в 2013 году, %

Структура погрузки по основным видам грузов

В структуре погрузки преобладают каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая. В 2013 году их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 68,1 %.

Изменение объемов погрузки грузов в 2013 году, млн тонн

В отчетном периоде отмеченное сокращение погрузки в наибольшей степени произошло за счет строительных, нефтяных грузов, зерна и черных металлов:

  • Строительные грузы (-5,7 % или -10,2 млн тонн к уровню 2012 года). Снижение уровня погрузки на нужды предприятий строительного комплекса в 2013 году было обусловлено завершением в 2012–2013 гг. крупных инфраструктурных проектов (Универсиада, Олимпийские объекты), а также общим замедлением темпов роста российской экономики.
  • Нефть и нефтепродукты (-3,1 % или -7,9 млн тонн к уровню 2012 года). Основная причина снижения погрузки — сокращение перевозок сырой нефти в рамках проекта ВСТО.
  • Зерно (-22,4 % или -4,0 млн тонн к уровню 2012 года). Основная причина снижения погрузки – низкий сбор зерновых в России в сельскохозяйственном году 2012–2013 гг., а также усиление конкуренции поставщиков на мировом рынке зерновых во втором полугодии 2013 г.
  • Черные металлы (-4,5 % или -3,3 млн тонн к уровню 2012 года). Снижение погрузки произошло, главным образом, в связи с низким потребительским спросом и избытком предложения стальной продукции на мировом рынке.

Основные направления грузопотоков по железной дороге

Наибольшую отрицательную динамику показали высокодоходные (-5,4 %) и среднедоходные грузы (-3,7 %). Как следствие произошло ухудшение структуры погрузки: доля низкодоходных грузов увеличилась с 59,9 % до 60,5 %

Высокодоходные грузы Среднедоходные грузы Низкодоходные грузы
Высокодоходные
  • Доля в общей погрузке – 12,3 % (-0,3 п.п).
  • Снижение погрузки по сравнению с 2012 годом – (-5,4 %)





В высокодоходном сегменте погрузка сократилась практически по всем грузам, в том числе и по основным: черным металлам (-4,5 %), химикатам (-6,7 %) и лому черных металлов (-7,7 %). Положительная динамика была отмечена только по грузам в контейнерах (+1,7 %).

Структура погрузки высокодоходных грузов, млн тонн

Среднедоходные грузы
  • Доля в общей погрузке – 27,2 % (-0,3 п.п)
  • Снижение погрузки по сравнению с 2012 годом – (-3,7 %)





Снижение погрузки среднедоходных грузов было обусловлено сокращением на 3,1 % погрузки нефти и нефтепродуктов и на 22,4 % погрузки зерна. Рост в данном сегменте был обеспечен только по удобрениям (+4,2 %) и комбикормам (+0,2 %).

Структура погрузки среднедоходных грузов, млн тонн

Низкодоходные грузы
  • Доля в общей погрузке – 60,5 % (+0,6 п.п).
  • Снижение погрузки по сравнению с 2012 годом – (-1,8 %)





В сегменте низкодоходных грузов на фоне снижения погрузки строительных грузов (-5,7 %), цветной руды и серного сырья (-7,2 %), промышленного сырья и формовочных материалов (-4,2 %), был обеспечен прирост погрузки каменного угля (+1,0 %), а также железной и марганцевой руды (+0,7 %).

Структура погрузки низкодоходных грузов, млн тонн

Структура погрузки по видам сообщения

В структуре погрузки по видам сообщения основную долю занимает внутреннее сообщение
– 823,9 млн тонн или 66,7 %. Наибольшие объемы погрузки обеспечивают филиалы ОАО «РЖД»: Западно-Сибирская (22,1 %), Свердловская (10,3 %) и Октябрьская (8,4 %) железные дороги.

На погрузку экспортных грузов приходится 32,5 %. По итогам 2013 года ее объем сократился
на 1,9 % и составил 402,4 млн тонн.

Погрузка в направлении портов России, на которую приходится почти 18 % сетевых объемов погрузки, сократилась на 2,6 % до 224,9 млн тонн.

Погрузка в направлении пограничных переходов в 2013 году составила 177,5 млн тонн, что на 0,6 % ниже показателя 2012 года.

Погрузка грузов по видам сообщения в 2013 году

млн тонн в % к 2012 году
Погрузка, всего 1 236,8 -2,8
Внутреннее сообщение 823,9 -3,3
Экспорт 402,4 -1,7
Импорт и транзит 10,5 -2,9

Погрузка экспортных грузов в 2013 году, млн тонн

млн тонн в % к 2012 году
Экспорт, всего 402,4 -1,7
Через порты, в т. ч. 224,9 -2,6
Через погранпереходы, в т. ч. 177,5 -0,6

Структура погрузки грузов во внутреннем сообщении в 2013 году, млн тонн

Структура погрузки экспортных грузов в 2013 году, млн тонн