Сервисные функции
Погрузка
В 2013 году на сети железных дорог было погружено 1 236,8 млн тонн грузов, что на 2,8 % ниже уровня 2012 года. Среднесуточный объем, снизившись на 2,5 %, составил 3 388,5 тыс. тонн.
Снижение погрузки отмечалось на протяжении всего 2013 года, за исключением декабря, когда среднесуточная погрузка возросла на 1,8 %, в том числе в экспортном сообщении на 6,6 %. Отрицательная динамика среднесуточной погрузки обусловлена продолжившейся тенденцией стагнации роста промышленного производства.
С целью минимизации негативного влияния невысокой динамики промышленного производства
на показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» в Компании возобновил свою работу Антикризисный комитет, началась реализация мероприятий по оптимизации расходов, обеспечению финансовой устойчивости и сохранению источников инвестиций, реализованы дополнительные мероприятия по работе с грузоотправителями. В результате проведенных меропритятий удалось не допустить снижения погрузки в 2013 году более чем на 2,8 %
и сбалансировать финансовый результат деятельности Компании.
ОАО «РЖД» в 2013 году
2012 года
ОАО «РЖД» в 2013 году
2012 года
Динамика объемов погрузки, млн тонн
Динамика объемов среднесуточной погрузки в 2013 году, %
Структура погрузки по основным видам грузов
В структуре погрузки преобладают каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая. В 2013 году их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 68,1 %.
Изменение объемов погрузки грузов в 2013 году, млн тонн
В отчетном периоде отмеченное сокращение погрузки в наибольшей степени произошло за счет строительных, нефтяных грузов, зерна и черных металлов:
- Строительные грузы (-5,7 % или -10,2 млн тонн к уровню 2012 года). Снижение уровня погрузки на нужды предприятий строительного комплекса в 2013 году было обусловлено завершением в 2012–2013 гг. крупных инфраструктурных проектов (Универсиада, Олимпийские объекты), а также общим замедлением темпов роста российской экономики.
- Нефть и нефтепродукты (-3,1 % или -7,9 млн тонн к уровню 2012 года). Основная причина снижения погрузки — сокращение перевозок сырой нефти в рамках проекта ВСТО.
- Зерно (-22,4 % или -4,0 млн тонн к уровню 2012 года). Основная причина снижения погрузки – низкий сбор зерновых в России в сельскохозяйственном году 2012–2013 гг., а также усиление конкуренции поставщиков на мировом рынке зерновых во втором полугодии 2013 г.
- Черные металлы (-4,5 % или -3,3 млн тонн к уровню 2012 года). Снижение погрузки произошло, главным образом, в связи с низким потребительским спросом и избытком предложения стальной продукции на мировом рынке.
Основные направления грузопотоков по железной дороге
Наибольшую отрицательную динамику показали высокодоходные (-5,4 %) и среднедоходные грузы (-3,7 %). Как следствие произошло ухудшение структуры погрузки: доля низкодоходных грузов увеличилась с 59,9 % до 60,5 %
Высокодоходные грузы | Среднедоходные грузы | Низкодоходные грузы |
- Доля в общей погрузке – 12,3 % (-0,3 п.п).
- Снижение погрузки по сравнению с 2012 годом – (-5,4 %)
В высокодоходном сегменте погрузка сократилась практически по всем грузам, в том числе и по основным: черным металлам (-4,5 %), химикатам (-6,7 %) и лому черных металлов (-7,7 %). Положительная динамика была отмечена только по грузам в контейнерах (+1,7 %).
Структура погрузки высокодоходных грузов, млн тонн
- Доля в общей погрузке – 27,2 % (-0,3 п.п)
- Снижение погрузки по сравнению с 2012 годом – (-3,7 %)
Снижение погрузки среднедоходных грузов было обусловлено сокращением на 3,1 % погрузки нефти и нефтепродуктов и на 22,4 % погрузки зерна. Рост в данном сегменте был обеспечен только по удобрениям (+4,2 %) и комбикормам (+0,2 %).
Структура погрузки среднедоходных грузов, млн тонн
- Доля в общей погрузке – 60,5 % (+0,6 п.п).
- Снижение погрузки по сравнению с 2012 годом – (-1,8 %)
В сегменте низкодоходных грузов на фоне снижения погрузки строительных грузов (-5,7 %), цветной руды и серного сырья (-7,2 %), промышленного сырья и формовочных материалов (-4,2 %), был обеспечен прирост погрузки каменного угля (+1,0 %), а также железной и марганцевой руды (+0,7 %).
Структура погрузки низкодоходных грузов, млн тонн
Структура погрузки по видам сообщения
В структуре погрузки по видам сообщения основную долю занимает внутреннее сообщение
– 823,9 млн тонн или 66,7 %. Наибольшие объемы погрузки обеспечивают филиалы ОАО «РЖД»: Западно-Сибирская (22,1 %), Свердловская (10,3 %) и Октябрьская (8,4 %) железные дороги.
На погрузку экспортных грузов приходится 32,5 %. По итогам 2013 года ее объем сократился
на 1,9 % и составил 402,4 млн тонн.
Погрузка в направлении портов России, на которую приходится почти 18 % сетевых объемов погрузки, сократилась на 2,6 % до 224,9 млн тонн.
Погрузка в направлении пограничных переходов в 2013 году составила 177,5 млн тонн, что на 0,6 % ниже показателя 2012 года.
Погрузка грузов по видам сообщения в 2013 году
млн тонн | в % к 2012 году | |
---|---|---|
Погрузка, всего | 1 236,8 | -2,8 |
Внутреннее сообщение | 823,9 | -3,3 |
Экспорт | 402,4 | -1,7 |
Импорт и транзит | 10,5 | -2,9 |
Погрузка экспортных грузов в 2013 году, млн тонн
млн тонн | в % к 2012 году | |
---|---|---|
Экспорт, всего | 402,4 | -1,7 |
Через порты, в т. ч. | 224,9 | -2,6 |
Через погранпереходы, в т. ч. | 177,5 | -0,6 |
Структура погрузки грузов во внутреннем сообщении в 2013 году, млн тонн
Структура погрузки экспортных грузов в 2013 году, млн тонн