Сервисные функции
Межвидовая конкуренция: преимущества ОАО «РЖД»
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также наиболее доступным для населения видом транспорта, выполняя 58 % междугородних и 59 % пригородных перевозок.
Преимущества железных дорог:
- развитая сеть железных дорог;
- низкая себестоимость перевозки грузов;
- обеспечение перевозки массовых грузов;
- безопасность;
- комфорт;
- всепогодность;
- регулярность перевозок;
- удобство расписания движения;
- доступность.
Конкуренция на рынке грузовых перевозок
Хозяйственная деятельность ОАО «РЖД» на рынке грузовых перевозок протекает в условиях существенного конкурентного давления со стороны других видов транспорта.
В целом, на российском рынке грузовых перевозок и логистических услуг (без учета GEFCO), «РЖД» занимает около 43,2 % в общем объеме грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта).
Развитие трубопроводного транспорта приводит к сокращению объемов перевозок сырой нефти
по железной дороге.
Значительные конкурентные преимущества по сравнению с железными дорогами имеет и автомобильный транспорт, доля которого в общем грузообороте страны за последние годы возросла. Эти преимущества связаны с:
- меньшей финансовой нагрузкой на автомобильный транспорт. ОАО «РЖД» за свой счет содержит и развивает железнодорожную инфраструктуру общего пользования, в то время как основной объем затрат по содержанию автодорог несет государство;
- отсутствием государственного регулирования тарифов автомобильного транспорта. Это позволяет автомобильному транспорту оперативно реагировать на колебания экономической конъюнктуры посредством изменения ценовой политики;
- высокой доступностью и простотой получения транспортных услуг у автоперевозчиков.
Доля автомобильного транспорта растет еще и потому, что он может обеспечить доставку грузов
«от двери до двери», а этот формат наиболее удобен потребителю.
В результате реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте активно развивается конкуренция в сфере оперирования грузовым подвижным составом. Так, доля ОАО «РЖД» (без учета дочерних и зависимых обществ) в объемах перевозок на российском рынке оперирования грузовыми вагонами сократилась с 71,3 % в 2003 году до 10,2 % в 2011 году. После продажи акций ОАО «ПГК» и ЗАО «Русагротранс» (в конце 2011 года) по итогам 2012 года доля
ОАО «РЖД» снизилась до 5,4 %, а в 2013 году – до 4,6 %. По объемам грузооборота доля
ОАО «РЖД» на рынке оперирования грузовыми вагонами за этот период снизилась более существенно – с 78,2 % в 2003 году до 1,4 % в 2013 году.
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки отнесены к сфере естественных монополий. Органами государственной власти прорабатывается вопрос демонополизации данного сегмента, но решение
о сроках, порядке и форме развития конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок еще не принято.
С целью усиления своих позиций ОАО «РЖД» осуществляет трансформацию своей деятельности от перевозочной к транспортно-логистической за счет развития комплексных услуг. Дополнительные сервисы включают в себя перевалку в порту, морской фрахт, перевозки по расписанию, организацию перевозок по территории иностранных железнодорожных администраций, а также переход на электронный документооборот. На ряде маршрутов Компания готова предлагать клиенту единую сквозную ставку на всем пути следования груза от продавца от покупателя.
Выход ОАО «РЖД» на рынок с предложением оказания комплексных транспортных услуг позволяет повысить коммерческий результат Компании и усилить лояльность клиентов путем удовлетворения спроса на комплексное обслуживание по принципу «одного окна», когда все необходимые услуги по доставке грузов клиенту оказывает одна компания.
Конкурентная среда на рынке пассажирских перевозок
Железнодорожный пассажирский блок находится в процессе построения модели, которая позволит успешно конкурировать на рынке пассажирских перевозок.
В настоящее время рентабельность блока невысокая в силу отсутствия долгосрочных системных решений государства по операционным субсидиям в пригородном комплексе и сегменте регулируемых перевозок дальнего сообщения, а также из-за отсутствия конкурентного предложения в высокодоходных сегментах по сравнению с авиа- и автосообщением. Как следствие, наблюдается постепенное сокращение доли железнодорожного транспорта в общей мобильности.
Наиболее сильной конкурентной угрозой для железнодорожных перевозок в России, как и во всем мире, являются авиационные перевозки. Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.
С 2007 по 2013 годы пассажирооборот на воздушном транспорте вырос в два раза, его доля в общей структуре увеличилась на 21,2 п. п. Такие изменения связаны с возможностью авиакомпаний проводить гибкую тарифную политику, ростом доходов, повышением деловой активности населения, а также с проводимой государственной политикой по обеспечению транспортной доступности населения на воздушном транспорте.
Менее значимой, но не менее существенной для железнодорожных пассажирских перевозок является конкуренция со стороны междугородних автобусных перевозок. Автобусные перевозчики оказывают сопоставимый или даже более высокий уровень комфорта при более низких ценах,
чем в плацкартных вагонах железнодорожного сообщения при сравнимой длительности поездки.
Вместе с тем потенциал роста объемов и рентабельности пассажирского блока очень значительный. Холдинг «РЖД» – крупнейший пассажирский перевозчик в стране (10 % мобильности) с доступной железнодорожной инфраструктурой. Закрепить позиции железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок позволит, в частности, повышение качества предоставляемых услуг, развитие интермодального пассажирского сообщения и международного сегмента пассажирских перевозок.
Предпочтения пассажиров по выбору вида транспорта (доля конкурирующих видов транспорта), %