Сервисные функции
Международная деятельность
Стратегия международной деятельности
ОАО «РЖД» достигнуты существенные результаты в области развития международного сотрудничества, стратегической задачей которого признана эффективная реализация транзитного потенциала России.
Ключевые стратегические приоритеты:
- Создание условий устойчивого, безопасного и эффективного функционирования железнодорожного транспорта как организующего элемента транспортной системы страны для реализации основных геополитических и геоэкономических целей Российского государства;
- Интеграция магистральных направлений сети железных дорог в международную транспортную систему и развитие Международных транспортных коридоров (Восток–Запад, Север–Юг), проходящих по территории России;
- Сотрудничество с примыкающими зарубежными железными дорогами в сфере грузовых перевозок на основе совместного создания сквозных транспортных продуктов; развития логистических и терминальных мощностей; определения взаимовыгодных тарифных решений, стимулирующих рост перевозок; создания международных специализированных перевозчиков грузов;
- Развитие деятельности в сфере транспортно-логистических услуг в соседних странах
на основе реализации соответствующих инвестиционных проектов (создание дочерних компаний-перевозчиков, грузовых терминалов, экспедиторских и логистических подразделений и предприятий); - Увеличение доли присутствия на зарубежных инфраструктурных рынках и повышение глобальной конкурентоспособности холдинга «РЖД» путем продвижения российской продукции железнодорожного назначения и услуг для железнодорожного сектора.
Модернизация и расширение пропускной способности маршрутов, входящих в международные транспортные коридоры, позволили значительно увеличить объем транзитных перевозок по сети российских железных дорог, в первую очередь по направлению «Восток – Запад».
Существенно расширилась география пассажирского железнодорожного сообщения России
со странами дальнего зарубежья. Сегодня насчитывается около 100 международных маршрутов
в прямом и транзитном сообщении более чем с 30 странами.
В 2013 году ОАО «РЖД» была продолжена реализация проектов, нацеленных на укрепление конкурентоспособности Компании на глобальном рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов
и обеспечение ее интеграции в евро-азиатскую транспортно-логистическую систему.
ОАО «РЖД»:
- активно взаимодействует с железными дорогами стран СНГ и Балтии с колеей 1 520 мм – основными партнерами Компании по грузоперевозкам и пассажирскому сообщению;
- участвует в работе по формированию транспортной платформы Единого экономического пространства (ЕЭП), создаваемого Россией, Беларусью и Казахстаном;
- успешно реализует проекты развития железнодорожных и интермодальных перевозок совместно с партнерами в Казахстане, Украине, Беларуси, Финляндии, Словакии, Германии, Китае и других странах;
- укрепляет сотрудничество с лидерами мирового железнодорожного машиностроения;
- принимает активное участие в работе международных межправительственных и неправительственных организаций;
- принимает участие в реализации инфраструктурных проектов за рубежом.
Сотрудничество с международными организациями
Благодаря эффективному взаимодействию ОАО «РЖД» с железными дорогами стран СНГ и Балтии максимально используются конкурентные преимущества «пространства 1520».
Важная работа по укреплению такого взаимодействия проводится в формате Совета
по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. В 2013 году состоялось два заседания Совета, участие в которых приняли руководители железнодорожных администраций стран-участниц СНГ, а также Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Болгарии, Финляндии и Ирана
(в качестве наблюдателей).
Видимые результаты достигнуты в сфере развития единой системы транспортных связей между Россией, Беларусью и Казахстаном в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Главным элементом интеграции транспортных систем стран ЕЭП должна стать Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), проект по созданию которой ОАО «РЖД» прорабатывает совместно с ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Казакстан темир жолы» при поддержке высшего политического руководства стран-членов Таможенного союза.
Развитию транзитного потенциала стран ЕЭП во многом способствует активное участие представителей ОАО «РЖД», белорусских и казахстанских железных дорог в консультативных комитетах Евразийской экономической комиссии – за 2013 год руководители Компании вошли
в 6 новых комитетов.
С учетом расширения направлений сотрудничества с партнерами в рамках ЕЭП в мае 2013 г. было открыто представительство ОАО «РЖД» в Республике Беларусь.
В течение 2013 года динамично развивалось взаимодействие Российских железных дорог
с международными правительственными и неправительственными организациями:
- МСЖД (Международный союз железных дорог);
- ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог);
- европейскими многосторонними структурами (Генеральный директорат по транспорту и мобильности, Европейское железнодорожное агентство Европейской Комиссии);
- КВТ ЕЭК ООН (Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН);
- ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана);
- ЦИТ (Международный комитет по железнодорожному транспорту).
Базисом для консолидации и продвижения интеграционных инициатив Компании на протяжении
8 лет служит ежегодный Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», проходивший в мае 2013 года в Сочи. Повестка дня была ориентирована на актуальные проблемы и перспективы развития рынка железнодорожных перевозок на евразийском континенте.
Региональная площадка Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», открывшаяся в октябре 2013 г. в Минске, была сфокусирована на вопросах развития транзитного потенциала коридора «Восток – Запад» за счет повышения качества транспортно-логистических услуг в странах Центральной и Восточной Европы.
Развитие международных интермодальных перевозок
В 2013 году ОАО «РЖД» и его дочерние компании продолжили реализацию проектов развития интермодального сообщения совместно с партнерами в Казахстане, Украине, Беларуси, Финляндии, Словакии, Германии, Китае и других странах.
Основные мероприятия и договоренности в сфере международных интермодальных перевозок:
- Открытие в феврале 2013 года движения по железнодорожно-паромной переправе Кавказ – Самсун. Использование переправы позволяет заметно сократить время и стоимость доставки грузов из Турции в Россию и республики Средней Азии. Перевозки осуществляются паромами компании Black Sea Ferry Investment, созданной с участием ОАО «РЖД»;
- Развитие контейнерных перевозок грузов по маршруту Чунцин (КНР) – Европа. В сентябре 2013 года правительство г. Чунцина, корпорация «Китайские железные дороги» и ОАО «РЖД» подписали Меморандум о сотрудничестве. В перспективе планируется подписать договор между железнодорожными компаниями России и Китая, в котором будут определены направления
и акценты дальнейшей совместной работы, а также новые механизмы взаимодействия; - Реализация мероприятий по возобновлению перевозок грузов через железнодорожный погранпереход Махалино – Хуньчунь. 2 августа 2013 г. через этот погранпереход состоялся пропуск демонстрационного поезда с углем из России в КНР в объеме 30 вагонов. Прогнозируемый объем перевозки через погранпереход оценивается на уровне 2 млн тонн в год с перспективой последующего увеличения;
- Проработка проекта «Северной логистической системы» и транспортного коридора по маршруту Россия – Монголия – Китай в рамках реализации Соглашения о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и «Хопу Инвестмент» (Китай).
Ключевые проекты ОАО «РЖД», нацеленные на обеспечение эффективного транспортного соединения Европы и Азии с использованием сухопутных железнодорожных коммуникаций, были представлены на площадке Первого Европейского железнодорожного конгресса, проходившего
в ноябре 2013 года в Лондоне при поддержке Евросоюза, и вызвали значительный интерес
у представителей европейского бизнеса.
Сотрудничество с западноевропейскими производителями подвижного состава
Одним из важных аспектов международной деятельности ОАО «РЖД» является сотрудничество
с лидерами мирового железнодорожного машиностроения.