Сервисные функции
Факторный анализ рентабельности
Динамика изменения рентабельности
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Изменения | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
факт к плану 2013 | 2013 к 2012 | |||||||||
план | факт | +/- | % | +/- | % | |||||
Рентабельность инвестированного капитала, ROCE | 2,4 % | 4,2 % | 2,6 % | 2,2 % | 0,9 % | 1,11 % | 0,18 | - |
|
- |
Рентабельность собственного капитала, ROE | 0,5 % | 2,4 % | 0,5 % | 0,4 % | 0,004 % | 0,02 % | 0,02 | - |
|
- |
Рентабельность по чистой прибыли (Чистая прибыль / Доходы) | 1,4 % | 6,3 % | 1,3 % | 1,0 % | 0,011 % | 0,05 % | 0,0 | - |
|
- |
Использование (оборачиваемость) активов (Доходы/Активы) | 28,6 % | 31,3 % | 31,2 % | 31,5 % | 29,6 % | 30,1 % | 0,4 | - |
|
- |
Финансовый рычаг
(Активы/Собственный капитал) |
123,7 % | 120,0 % | 123,0 % | 124,4 % | 129,3 % | 129,3 % | 0,0 | - | 4,9 | - |
Рентабельность активов, ROA | 0,4 % | 2,0 % | 0,4 % | 0,3 % | 0,003 % | 0,02 % | 0,0 | - |
|
- |
Рентабельность продаж | 4,8 % | 9,3 % | 5,6 % | 4,9 % | 3,7 % | 4,3 % | 0,5 | - | 3,2 | - |
Рентабельность перевозок | 4,5 % | 8,6 % | 5,3 % | 4,6 % | 3,1 % | 3,6 % | 0,5 | - |
|
- |
Рентабельность прочих видов деятельности | 7,8 % | 15,5 % | 8,1 % | 7,8 % | 8,7 % | 9,1 % | 0,4 | - | 1,3 | - |
Рентабельность капитала
Рентабельность по чистой прибыли
Использование
Финансовый рычаг (Активы/Собственный капитал)
(Чистая прибыль / Доходы)
Рентабельность собственного капитала (далее ROE) составила 0,02 % со снижением к уровню 2012 года на 0,4 п. п. На снижение ROE оказало влияние снижение показателей рентабельности по чистой прибыли и использования (оборачиваемости) активов, что было частично компенсировано ростом финансового рычага (соотношения активов к собственному капиталу).
Снижение рентабельности по чистой прибыли на 0,9 п. п., в первую очередь, обусловлено существенным влиянием на финансовый результат следующих факторов:
- падение темпов перевозочной работы (-2,8% к 2012 году) ввиду ухудшения макроэкономической ситуации, в том числе замедления потребительского спроса, снижения инвестиционной активности и товарного несырьевого экспорта.
- снижение инвестиционных доходов от продажи ДЗО ОАО «РЖД» (прибыль от продажи ДЗО снизилась на 32,5 млрд руб. по сравнению с 2012 годом).
- волатильность курса национальной и иностранной валюты привела к формированию отрицательных курсовых разниц в размере 18,4 млрд руб.
Таким образом, на рентабельность по чистой прибыли значительное влияние оказали как перевозочные, так и неоперационные факторы, о чем свидетельствует разница между темпами снижения к уровню прошлого года рентабельности продаж (-0,6 п. п.) и рентабельности по чистой прибыли (-0,9 п. п.).
Снижение показателя использования активов (на 1,4 п. п.) свидетельствует о том, что на каждый рубль активов приходится меньшее количество рублей притоков экономических выгод, которые эти активы генерируют, что в первую очередь связано с политикой регулятора по сдерживанию тарифной нагрузки.
Рост финансового рычага на 5 п. п. оказал положительное влияние на ROE, что, несмотря на увеличение собственного капитала на 58 млрд руб. (в том числе, за счет получения взносов в уставный капитал в размере 59,5 млрд руб. и переоценки отдельных финансовых вложений), обусловлено более высокими темпами роста активов, в основном, за счет увеличения доли финансовых обязательств компании.
Несмотря на указанные факторы, Компания изыскала максимальные резервы по обеспечению безубыточности и рентабельности деятельности в 2013 году.