Сервисные функции
Управление оборотным капиталом
ОАО «РЖД» использует агрессивную модель управления оборотным капиталом, которая заключается в максимально возможном снижении финансового цикла в целях скорейшего высвобождения и направления денежных средств на финансирование своей текущей
и инвестиционной деятельности.
По итогам 2013 года отрицательный чистый оборотный капитал компании составил -159,6 млрд руб. со снижением к началу года и соответствующему оттоку денежных средств (отрицательному чистому денежному потоку) в размере 26,7 млрд руб., что обусловлено следующими факторами:
- снижением кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками (-17,4 млрд руб.), что связано, в первую очередь, с сокращением инвестиционных затрат (-3 % к прошлому году), снижением объемов закупки (-3 % к прошлому году), а также погашением кредиторской задолженности по гарантийным удержаниям, вследствие значительного ввода основных средств в эксплуатацию (в 1,5 раза выше уровня прошлого года);
- увеличением дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний на 16,0 млрд руб. за оказанные услуги инфраструктуры и аренды подвижного состава.
Компании удалось частично нивелировать указанные факторы за счет снижения авансов выданных в адрес поставщиков и подрядчиков и улучшения состояния внутригрупповых расчетов.
В ОАО «РЖД» реализована эффективная политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью в качестве источника финансирования хозяйственной деятельности через условия расчетов в договорах с контрагентами.
Так, за последние пять лет разработаны следующие ключевые нормативно-методологические документы:
- типовые условия расчетов по договорам, плательщиком по которым является ОАО «РЖД»;
- типовые условия расчетов по договорам, плательщиками по которым являются покупатели изаказчики товарно-материальных ценностей, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых ОАО «РЖД»;
- регламент организации системы планирования и управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «РЖД».
Кроме того, начиная с 2012 года введена в эксплуатацию автоматизированная система управления задолженностью, расчетами и ликвидностью группы компаний «РЖД» в части формирования матриц (планов) внутрикорпоративных расчетов.
Управление запасами
По итогам 12 месяцев 2013 года запасы Компании составили 83,1 млрд руб. с увеличением к началу года на 5,9 млрд руб., из них:
Изменение материально-производственных запасов, млрд руб.
Наименование показателя | 31.12.2009 | 31.12.2010 | 31.12.2011 | 31.12.2012 | 31.12.2013 | +/- 31.12.2013 к 31.12.2012 |
% 31.12.2013 к 31.12.2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Запасы, в т. ч.: | 66,2 | 65,4 | 76,5 | 77,2 | 83,1 | 5,9 | 10,4 |
сырье, материалы, аналогичные ценности | 63,5 | 63,7 | 74,7 | 75,9 | 81,5 | 5,6 | 7,4 |
затраты в незавершенном производстве | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 0,7 | 0,8 | 0,1 | 14,3 |
готовая продукция и товары для перепродажи | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0 | 0 |
товары отгруженные | 0,6 | 0,1 | 0 | - | - | - | - |
расходы будущих периодов | 1 | 0,6 | 0,3 | 0,4 | 0,6 | 0,2 | 50 |
прочие запасы и затраты | - | - | - | - | - | - | - |
В связи со значительным обновлением подвижного состава, проводимым в Компании с исключением парков с истекшим сроком службы и оприходования старогодних запасных частей, происходит рост запасов в локомотивном, вагонном и других хозяйствах.
Динамика изменений аварийно-восстановительного запаса (АВЗ), сезонного запаса материалов верхнего строения пути (МВСП) и запасов материалов повторного использования, млрд руб.
Наименование показателя | 31.12.2011 | 31.12.2012 | 31.12.2013 | % 31.12.2013 к 31.12.2012 |
% 31.12.2013 к 31.12.2012 |
---|---|---|---|---|---|
аварийно-восстановительный запас (АВЗ) | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 100 | 100 |
сезонный запас МВСП | 18,5 | 14,5 | 12,6 | 68 | 87 |
материалы повторного использования (старогодние МВСП и инвентарные рельсы) | 7,4 | 8,1 | 9,4 | 127 | 116 |
Изменение материально-производственных запасов, млрд руб.
Наименование показателя | 31.12.2012 | 31.12.2013 | % 31.12.2013 к 31.12.2012 |
---|---|---|---|
Обеспеченность запасами для производственного процесса в днях потребления (всего), из них | 50 | 52 | 104 |
|
57 | 59 | 104 |
|
27 | 28 | 104 |
По итогам 2013 года обеспеченность запасов в днях потребления составила 52 дня (на уровне прошлого года) при том, что величина запасов увеличилась на 10 % (или на 6 млрд руб.)
по отношению к 2012 году.
Дебиторская задолженность ОАО «РЖД»
По итогам 2013 года величина дебиторской задолженности ОАО «РЖД» составила 79,3 млрд руб.,
со снижением к началу года на 2,1 млрд руб. (или на 3 %). В наибольшей степени изменилась задолженность по прочим дебиторам (-39 %), авансам выданным (-12 %), за перевозку (-8 %),
а также задолженность по налогам и сборам (+39 %).
При этом практически вдвое возросла задолженность прочих покупателей и заказчиков (увеличение внутрихолдинговой дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний за услуги аренды подвижного состава связано с невыполнением субъектами РФ обязательств по компенсации в полном объеме выпадающих доходов ППК от государственного регулирования тарифов).
По состоянию на 31.12.2013 г. в учете ОАО «РЖД» числилась дебиторская задолженность
(в т. ч. в резерве по сомнительным долгам) пригородных пассажирских компаний (включая ФАЖТ)
в размере 52,6 млрд руб. (+16,0 млрд руб. к началу года), в том числе:
- по перевозкам – 24,5 млрд руб. (+8,3 млрд руб. к началу года);
- по прочим видам деятельности – 27,3 млрд руб. (+8,2 млрд руб. к началу года);
- прочая (локомотивная тяга) – 0,7 млрд руб. (-0,7 млрд руб. к началу года).
Из них в резерве по сомнительным долгам задолженность ППК (в т. ч. ФАЖТ)
составляет 41,3 млрд руб.
Задолженность ФАЖТ на 31.12.2013г. составила 20,0 млрд руб. (в полном объеме числится
в резерве по сомнительным долгам).
Структура дебиторской задолженности
на 31.12.2013, млрд руб.
Доля просроченной дебиторской задолженности составляет 1,5 % в общем объеме задолженности.
Средняя продолжительность одного оборота (период оборота) дебиторской задолженности
по продажам (перевозкам и прочей реализации) составила 5,7 дней, с приростом к уровню
за аналогичный период предыдущего года на 2,7 дня, что связано с приростом задолженности пригородных пассажирских компаний.
Дебиторская задолженность, млрд руб.
Кредиторская задолженность ОАО «РЖД»
Снижение задолженности перед поставщиками и подрядчиками до 160,0 млрд руб. обусловлено снижением задолженности по инвестиционной деятельности компании на 9,2 млрд руб.
(или на 9 %) и по текущей деятельности на 8,3 млрд руб. (или на 11 %).
По итогам 2013 года период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками
и подрядчиками в целом по компании сохранился на уровне прошлого года и составил 36,8 дня.
Доля просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками составляет менее 1 % в общем объеме задолженности.
Структура кредиторской задолженности на 31.12.2013, млрд руб.
Кредиторская задолженность, млрд руб.