Наверх
  /  Финансово-экономические результаты / Управление оборотным капиталом

Управление оборотным капиталом

ОАО «РЖД» использует агрессивную модель управления оборотным капиталом, которая заключается в максимально возможном снижении финансового цикла в целях скорейшего высвобождения и направления денежных средств на финансирование своей текущей
и инвестиционной деятельности.

По итогам 2013 года отрицательный чистый оборотный капитал компании составил -159,6 млрд руб. со снижением к началу года и соответствующему оттоку денежных средств (отрицательному чистому денежному потоку) в размере 26,7 млрд руб., что обусловлено следующими факторами:

  • снижением кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками (-17,4 млрд руб.), что связано, в первую очередь, с сокращением инвестиционных затрат (-3 % к прошлому году), снижением объемов закупки (-3 % к прошлому году), а также погашением кредиторской задолженности по гарантийным удержаниям, вследствие значительного ввода основных средств в эксплуатацию (в 1,5 раза выше уровня прошлого года);
  • увеличением дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний на 16,0 млрд руб. за оказанные услуги инфраструктуры и аренды подвижного состава.

Компании удалось частично нивелировать указанные факторы за счет снижения авансов выданных в адрес поставщиков и подрядчиков и улучшения состояния внутригрупповых расчетов.

В ОАО «РЖД» реализована эффективная политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью в качестве источника финансирования хозяйственной деятельности через условия расчетов в договорах с контрагентами.

Так, за последние пять лет разработаны следующие ключевые нормативно-методологические документы:

  • типовые условия расчетов по договорам, плательщиком по которым является ОАО «РЖД»;
  • типовые условия расчетов по договорам, плательщиками по которым являются покупатели изаказчики товарно-материальных ценностей, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых ОАО «РЖД»;
  • регламент организации системы планирования и управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «РЖД».

Кроме того, начиная с 2012 года введена в эксплуатацию автоматизированная система управления задолженностью, расчетами и ликвидностью группы компаний «РЖД» в части формирования матриц (планов) внутрикорпоративных расчетов.

Управление запасами

По итогам 12 месяцев 2013 года запасы Компании составили 83,1 млрд руб. с увеличением к началу года на 5,9 млрд руб., из них:

Изменение материально-производственных запасов, млрд руб.

Наименование показателя 31.12.2009 31.12.2010 31.12.2011 31.12.2012 31.12.2013 +/- 31.12.2013
к 31.12.2012
% 31.12.2013
к 31.12.2012
Запасы, в т. ч.: 66,2 65,4 76,5 77,2 83,1 5,9 10,4
сырье, материалы, аналогичные ценности 63,5 63,7 74,7 75,9 81,5 5,6 7,4
затраты в незавершенном производстве 0,8 0,8 1,2 0,7 0,8 0,1 14,3
готовая продукция и товары для перепродажи 0,3 0,2 0,3 0,2 0,2 0 0
товары отгруженные 0,6 0,1 0 - - - -
расходы будущих периодов 1 0,6 0,3 0,4 0,6 0,2 50
прочие запасы и затраты - - - - - - -

В связи со значительным обновлением подвижного состава, проводимым в Компании с исключением парков с истекшим сроком службы и оприходования старогодних запасных частей, происходит рост запасов в локомотивном, вагонном и других хозяйствах.

Динамика изменений аварийно-восстановительного запаса (АВЗ), сезонного запаса материалов верхнего строения пути (МВСП) и запасов материалов повторного использования, млрд руб.

Наименование показателя 31.12.2011 31.12.2012 31.12.2013 % 31.12.2013
к 31.12.2012
% 31.12.2013
к 31.12.2012
аварийно-восстановительный запас (АВЗ) 2,7 2,7 2,7 100 100
сезонный запас МВСП 18,5 14,5 12,6 68 87
материалы повторного использования (старогодние МВСП и инвентарные рельсы) 7,4 8,1 9,4 127 116

Изменение материально-производственных запасов, млрд руб.

Наименование показателя 31.12.2012 31.12.2013 % 31.12.2013
к 31.12.2012
Обеспеченность запасами для производственного процесса в днях потребления (всего), из них 50 52 104
  • материалы
57 59 104
  • топливо
27 28 104

По итогам 2013 года обеспеченность запасов в днях потребления составила 52 дня (на уровне прошлого года) при том, что величина запасов увеличилась на 10 % (или на 6 млрд руб.)
по отношению к 2012 году.

Дебиторская задолженность ОАО «РЖД»

По итогам 2013 года величина дебиторской задолженности ОАО «РЖД» составила 79,3 млрд руб.,
со снижением к началу года на 2,1 млрд руб. (или на 3 %). В наибольшей степени изменилась задолженность по прочим дебиторам (-39 %), авансам выданным (-12 %), за перевозку (-8 %),
а также задолженность по налогам и сборам (+39 %).

При этом практически вдвое возросла задолженность прочих покупателей и заказчиков (увеличение внутрихолдинговой дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний за услуги аренды подвижного состава связано с невыполнением субъектами РФ обязательств по компенсации в полном объеме выпадающих доходов ППК от государственного регулирования тарифов).

По состоянию на 31.12.2013 г. в учете ОАО «РЖД» числилась дебиторская задолженность
(в т. ч. в резерве по сомнительным долгам) пригородных пассажирских компаний (включая ФАЖТ)
в размере 52,6 млрд руб. (+16,0 млрд руб. к началу года), в том числе:

  • по перевозкам – 24,5 млрд руб. (+8,3 млрд руб. к началу года);
  • по прочим видам деятельности – 27,3 млрд руб. (+8,2 млрд руб. к началу года);
  • прочая (локомотивная тяга) – 0,7 млрд руб. (-0,7 млрд руб. к началу года).

Из них в резерве по сомнительным долгам задолженность ППК (в т. ч. ФАЖТ)
составляет 41,3 млрд руб.

Задолженность ФАЖТ на 31.12.2013г. составила 20,0 млрд руб. (в полном объеме числится
в резерве по сомнительным долгам).

Структура дебиторской задолженности
на 31.12.2013, млрд руб.

Доля просроченной дебиторской задолженности составляет 1,5 % в общем объеме задолженности.

Средняя продолжительность одного оборота (период оборота) дебиторской задолженности
по продажам (перевозкам и прочей реализации) составила 5,7 дней, с приростом к уровню
за аналогичный период предыдущего года на 2,7 дня, что связано с приростом задолженности пригородных пассажирских компаний.

Дебиторская задолженность, млрд руб.

Кредиторская задолженность ОАО «РЖД»

Снижение задолженности перед поставщиками и подрядчиками до 160,0 млрд руб. обусловлено снижением задолженности по инвестиционной деятельности компании на 9,2 млрд руб.
(или на 9 %) и по текущей деятельности на 8,3 млрд руб. (или на 11 %).

По итогам 2013 года период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками
и подрядчиками в целом по компании сохранился на уровне прошлого года и составил 36,8 дня.

Доля просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками составляет менее 1 % в общем объеме задолженности.

Структура кредиторской задолженности на 31.12.2013, млрд руб.

Кредиторская задолженность, млрд руб.