Наверх
  /  Финансово-экономические результаты / Прочие виды деятельности

Прочие виды деятельности

В 2013 году доходы Компании от прочих видов деятельности составили 167,0 млрд руб., что
на 7,9 млрд руб., или 5,0 % выше утвержденного плана 2013 года. Прибыль от прочих видов деятельности составила 15,1 млрд руб., что на 1,3 млрд руб., или 9,4 % выше утвержденного плана 2013 года.

К уровню прошлого года доходы Компании увеличились на 7,5 млрд руб., или 4,7 %. Прибыль
от прочих видов деятельности увеличилась на 2,6 млрд руб., или 20,8 %.

Удельный вес прибыли прочих видов деятельности активно увеличивался и достиг 26 % в общем объеме прибыли Компании от продаж в 2013 году.

Структура прочих продаж в 2013 году существенно не изменилась, сохранилось превалирование низкомаржинальных услуг с ограниченными возможностями роста прибыли (аренда подвижного состава, передача электроэнергии, социальная сфера, услуги ЖКХ).

В этой связи, для достижения прибыли прочих продаж в 2013г. менеджментом Компании проводилась работа по повышению эффективности прочих видов деятельности.

В 2013 году продолжился рост доходов и прибыли от предоставления услуг по текущему отцепочному ремонту приватных вагонов. Данная тенденция определена следующими факторами: с крупными собственниками подвижного состава осуществлен переход с фиксированной (усредненной) стоимости ремонта вагонов на определение стоимости по фактическим затратам, что позволило обеспечить полное соответствие стоимости работ затратам, связанным с ремонтом конкретного вагона, а также с собственниками подвижного состава осуществляется расчет за приобретение запасных частей с их последующим ремонтом и установкой. Влияние данных факторов с увеличением приватного парка грузовых вагонов на 48,7 тыс. вагонов и ростом объемов текущего отцепочного ремонта на 30 %, позволило получить дополнительный доход от ремонта подвижного состава в размере 6,5 млрд руб.

Во избежание тарифной несбалансированности услуг в регулируемых сегментах (передача электроэнергии сторонним потребителям, услуги ЖКХ) проводится работа по взаимодействию
с Федеральной службой по тарифам и Региональными энергетическими Комиссиями
для установления экономически обоснованных тарифов.

По итогам тарифной кампании 2013 года по услугам передачи электроэнергии сторонним потребителям удалось значительно повысить уровень необходимой валовой выручки к уровню 2012 года по Омской области, Краснодарскому краю, Забайкальскому краю.

Динамика доходов от прочих видов деятельности, млрд руб.

Структура доходов по прочим видам деятельности в 2013 году, млрд руб.

В части оказания услуг ЖКХ удалось достигнуть роста тарифа по Курской области (+13 % к прошлому году), по Забайкальскому и Хабаровскому краю. Одновременно с этим, проводилась работа по вовлечению в гражданско-правовой оборот неэффективно используемых объектов коммунального назначения (переданы объекты тепловодоснабжения по Амурской области, объекты водоснабжения в Хабаровском крае, Свердловской области, республике Башкортостан).

Указанная работа позволила улучшить финансовый результат по данным регулируемым сегментам на 0,6 млрд руб.

Продолжена работа по взвешенной тарифной политике по оказанию услуг аренды и управления пассажирскими локомотивами в дальнем следовании и моторвагонным подвижным составом в пригородном сообщении в совокупности с реализацией мероприятий по повышению внутренней эффективности (в 2013 г. было дополнительно законсервировано более 400 секций невостребованного подвижного состава), получением экономических эффектов за счет обновления подвижного состава и внедрением пилотного проекта по передаче локомотивов на полное сервисное обслуживание. Кроме того, повышение эффективности управления парком пассажирских локомотивов обеспечило применение в 2013 году в расчетах с ОАО «ФПК» объемного показателя «локомотивы в работе эксплуатируемого парка».

Реализованные мероприятия позволили сократить убытки от оказания услуг аренды подвижного состава пригородным пассажирским компаниям на 1,6 млрд руб., а также увеличить прибыль
от услуг аренды локомотивов в дальнем следовании на 5,5 %.

В то же время в 2013 году наблюдалась тенденция снижения объемов аренды подвижного состава
в пригородном сообщении на 5 % и дальнем следовании на 5 %. Однако данная тенденция неравномерна по регионам. В частности, в Московском регионе объемы в пригородном сообщении сохранены на уровне 2012 года, в то же время в ряде регионов, в которых не решен вопрос выделения субсидий пригородным пассажирским компаниям, объемы транспортной работы были существенно снижены (до 30 %): это Челябинская, Курганская, Вологодская, Кировская области.

Продолжена работа по завершению реконструкции вокзалов Мосузла, а также вводу в эксплуатацию новых вокзалов районов проведения Олимпийских игр (Адлер, Эсто-Садок, Олимпийский парк), что позволило прирастить доходы от аренды недвижимого имущества, качественных сервисных услуг пассажирам и использования парковочного пространства.

В целях повышения эффективности и качества сервисных услуг осуществлен перевод некоторых услуг на аутсорсинг, продолжена реализация проектов сетевыми операторами (организация питания и розничной торговли, вендинг), а также расширено использование новых технологий, в частности дополнительно установлены на вокзалах автоматические камеры хранения. Эти мероприятия позволили увеличить прибыль на 0,3 млрд руб.

Несмотря на снижение объемов переработки грузов в связи с окончанием строительства олимпийских объектов, продолжается работа с грузоотправителями по привлечению новых клиентов, наращиванию доли погрузки грузов силами ОАО «РЖД» в общесетевых показателях, реализация комплексного транспортно-логистического обслуживания по перевалке грузов в портах. Данные мероприятия позволили получить дополнительные доходы от оказания услуг клиентам относительно уровня 2012 года в размере 0,9 млрд руб.

Учитывая перспективность дальнейшего роста прочих видов деятельности в 2014 и последующих годах, менеджментом Компании будут максимально использоваться внутренние резервы повышения эффективности прочих продаж и конъюнктура внешних рынков для поддержания тенденций стабильного роста прочих видов деятельности.