Сервисные функции
Основные финансовые результаты
В 2013 году финансовохозяйственная деятельность Компании осуществлялась
в значительно более сложных экономических условиях по сравнению с 2012 годом.
В 2013 году отмечалось значительное ухудшение макроэкономической конъюнктуры в стране,
в связи с чем ощутимо замедлился рост ВВП и, что еще более важно, отмечено существенное снижение роста промышленного производства. Прогноз изменения этих параметров, начиная
с сентября 2012 года, последовательно корректировался. Рост ВВП замедлился до 1,3 %
по сравнению с 3,4 % в 2012 году. Рост промышленного производства, определяющего объемы работы железнодорожного транспорта, в 2013 году составил всего 0,4 % против 2,6 % в 2012 году.
На фоне изменения макросценариев Компания была вынуждена несколько раз корректировать план по динамике объемов перевозок. Если первоначальный план погрузки предполагал рост на 3,3 % к отчету 2012 года, то с учетом сложившихся в конце года условий снижение погрузки по итогам 2013 года составило 2,8 %.
Ключевые события 2013 года
- Советом директоров ОАО «РЖД» утверждена Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года и сформирована финансовая модель ее обеспечения.
- Компания в полном объеме исполнила свои обязательства по своевременному обеспечению финансирования завершающих этапов работ по Олимпийским объектам
в г. Сочи. - Принято решение по внесению 260 млрд руб. из Федерального бюджета в уставный капитал ОАО «РЖД» на развитие БАМа и Транссиба, в том числе за счет размещения средств Фонда национального благосостояния в привилегированные акции ОАО «РЖД», которые будут выпущены в период 2014–2016 гг. в объеме 150 млрд руб.
- Правительством принято важнейшее решение о том, что источником финансирования инвестиционной программы компании впервые становится выпуск инфраструктурных облигаций на сумму 300 млрд руб. в период с 2013–2015 гг. со сроками погашения
от 15 до 30 лет. - Проведен публичный технологический и ценовой аудит проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, результаты которого рассмотрены на экспертных и общественных слушаниях и направлены в Правительство Российской Федерации.
Оценивая степень влияния негативных последствий кризисных явлений, Компания своевременно, начиная с декабря 2012 года, приступила к разработке превентивных антикризисных мероприятий
и сохранила устойчивую работу железнодорожного транспорта.
Все параметры работы компании были неоднократно рассмотрены на заседаниях совета директоров ОАО «РЖД» и в причастных федеральных органах исполнительной власти.
Потеря доходов ОАО «РЖД» к первоначальному плану составила 137,5 млрд руб.
Для обеспечения финансовой сбалансированности, в условиях снижения доходов, роста налоговой нагрузки (увеличения страховых взносов и отмены льгот по налогу на имущество), а также пересмотром прогнозов Минэкономразвития России, первоначальный план по расходам
по перевозочным видам деятельности откорректирован в сторону снижения на 98,8 млрд руб.
Основными направлениями наряду со снижением расходов, зависящих от объемов перевозок, стали: оптимизация технологических процессов, консервация объектов основных фондов, оптимизация работы с привлеченным парком, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками
по изменению ценовой политики, введение режима неполного рабочего времени.
При этом благодаря постоянной работе по управлению издержками, а также выполнению поручения акционера (Российская Федерация) о сокращении расходов, рост удельной себестоимости перевозок составил всего 0,4 %, что существенно ниже среднегодовой инфляции
в стране (6,8 %). Темп роста производительности в 2013 году составил 104,3 %, притом, что в целом в стране производительность труда выросла на 1,5 %.
С учетом указанных факторов, в условиях государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, компания обеспечила рентабельную деятельность по итогам года
и получила чистую прибыль в размере 740,4 млн руб. При этом были сформированы источники финансирования инвестиционного бюджета в объеме 467,2 млрд руб., что более чем в два раза превышает объем амортизации за 2013 год.
Динамика финансовых результатов за 2009–2013 гг.
Показатель | Ед. изм. | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Изменения факт к плану 2013 |
Изменения
2013 к 2012 |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | +/- | % | +/- | % | ||||||
Всего доходов | млрд руб. | 1 050,2 | 1 195,1 | 1 288,3 | 1 366,0 | 1 358,6 | 1 376,6 | 18,0 | 101,3 | 10,6 | 100,8 |
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги | млрд руб. | 956,8 | 1 079,3 | 1 109,1 | 1 206,5 | 1 199,4 | 1 209,5 | 10,1 | 100,8 | 3,1 | 100,3 |
|
млрд руб. | 783,0 | 936,2 | 1 003,1 | 1 089,3 | 1 078,5 | 1 088,2 | 9,7 | 100,9 | -1,1 | 99,9 |
|
млрд руб. | 11,7 | 88,4 | 87,2 | 96,7 | 100,8 | 101,7 | 0,9 | 100,9 | 5,0 | 105,2 |
|
млрд руб. | 11,0 | 11,8 | 11,4 | 12,4 | 11,1 | 11,0 | -0,1 | 99,1 | -1,3 | 89,2 |
|
млрд руб. | 151,0 | 42,9 | 7,4 | 8,1 | 9,0 | 8,6 | -0,4 | 95,9 | 0,5 | 106,1 |
Доходы от прочих видов деятельности | млрд руб. | 93,4 | 115,8 | 179,2 | 159,5 | 159,1 | 167,0 | 7,9 | 105,0 | 7,5 | 104,7 |
Всего расходов | млрд руб. | 999,9 | 1 084,2 | 1 215,6 | 1 298,6 | 1 307,9 | 1 317,8 | 9,9 | 100,8 | 19,2 | 101,5 |
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги | млрд руб. | 913,8 | 986,4 | 1 050,8 | 1 151,5 | 1 162,6 | 1 165,9 | 3,3 | 100,3 | 14,4 | 101,2 |
|
млрд руб. | 691,1 | 796,1 | 933,3 | 1 017,4 | 1 023,8 | 1 027,6 | 3,8 | 100,4 | 10,2 | 101,0 |
|
млрд руб. | 11,1 | 86,2 | 102,2 | 118,8 | 122,9 | 122,3 | -0,6 | 99,5 | 3,5 | 103,0 |
|
млрд руб. | 8,3 | 8,8 | 8,4 | 9,2 | 8,2 | 8,2 | -0,1 | 99,1 | -1,0 | 89,2 |
|
млрд руб. | 203,3 | 95,3 | 7,0 | 6,2 | 7,7 | 7,8 | 0,1 | 101,5 | 1,6 | 126,2 |
Расходы от прочих видов деятельности | млрд руб. | 86,1 | 97,9 | 164,7 | 147,1 | 145,3 | 151,9 | 6,6 | 104,5 | 4,8 | 103,3 |
Всего прибыль от продаж | млрд руб. | 50,2 | 110,9 | 72,8 | 67,4 | 50,6 | 58,8 | 8,1 | 116,1 | -8,6 | 87,2 |
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги | млрд руб. | 43,0 | 92,9 | 58,3 | 54,9 | 36,8 | 43,6 | 6,8 | 118,5 | -11,3 | 79,4 |
|
млрд руб. | 91,9 | 140,1 | 69,9 | 71,9 | 54,8 | 60,6 | 5,8 | 110,7 | -11,3 | 84,3 |
|
млрд руб. | 0,6 | 2,2 | -15,0 | -22,1 | -22,1 | -20,6 | 1,5 | 93,3 | 1,4 | 93,5 |
|
млрд руб. | 2,7 | 3,0 | 3,0 | 3,2 | 2,9 | 2,9 | 0,0 | 99,1 | -0,3 | 89,3 |
|
млрд руб. | -52,3 | -52,4 | 0,4 | 1,9 | 1,3 | 0,8 | -0,5 | 62,4 | -1,1 | 41,5 |
Прибыль от прочих видов деятельности | млрд руб. | 7,2 | 18,0 | 14,5 | 12,5 | 13,8 | 15,1 | 1,3 | 109,7 | 2,7 | 121,5 |
Результат от прочих доходов и расходов | млрд руб. | 10,1 | 14,9 | 3,8 | -1,3 | -33,4 | -39,3 | -6,0 | 117,9 | -38,1 | 3 116,0 |
Результат от продажи акций дочерних и зависимых обществ | млрд руб. | 1,0 | 6,9 | 66,3 | 33,9 | 3,6 | 1,4 | -2,2 | 37,6 | -32,5 | 4,0 |
Бюджетные ассигнования | млрд руб. | 76,8 | 52,2 | 1,8 | 23,2 | 0,4 | 0,9 | 0,5 | 225,6 | -22,3 | 3,8 |
Курсовые разницы | млрд руб. | -4,6 | 0,9 | -6,4 | 4,5 | -22,0 | -18,4 | 3,6 | 83,6 | -22,8 | -410,7 |
Изменения резервов и иных оценочных обязательств | млрд руб. | -15,4 | -17,3 | -51,8 | -18,2 | 4,4 | -1,7 | -6,1 | -38,1 | 16,5 | 9,3 |
Доходы от участия в других организациях, включая дивиденды | млрд руб. | 1,6 | 2,1 | 21,3 | 9,8 | 22,9 | 23,0 | 0,1 | 100,4 | 13,2 | 234,2 |
Затраты по кредитам и займам | млрд руб. | -24,3 | -20,6 | -19,6 | -19,3 | -24,7 | -26,8 | -2,0 | 108,3 | -7,5 | 138,7 |
Прибыль до налогообложения | млрд руб. | 60,3 | 125,9 | 76,6 | 66,2 | 17,3 | 19,4 | 2,2 | 112,6 | -46,7 | 29,4 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства | млрд руб. | 45,9 | 51,1 | 59,8 | 52,0 | 17,1 | 18,7 | 1,6 | 109,3 | -33,3 | 36,0 |
Чистая прибыль | млрд руб. | 14,4 | 74,8 | 16,8 | 14,1 | 0,1 | 0,740 | 0,6 | 512,1 | -13,4 | 5,2 |
Расходы по инвестиционной деятельности без капитализируемых процентов (без НДС) | млрд руб. | 265,5 | 317,4 | 395,4 | 480,1 | 467,5 | 467,2 | -0,2 | 99,9 | -12,8 | 97,3 |
Государственная поддержка, в т. ч. | млрд руб. | 108,6 | 163,2 | 119,7 | 152,7 | 84,1 | 87,1 | 2,9 | 103,5 | -65,7 | 57,0 |
Субсидии и прочие компенсации из федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов. | млрд руб. | 80,3 | 59,6 | 31,2 | 51,7 | 28,0 | 27,6 | -0,5 | 98,2 | -24,1 | 53,3 |
Взносы в уставный капитал | млрд руб. | 28,2 | 103,6 | 88,6 | 101,0 | 56,0 | 59,5 | 3,4 | 106,1 | -41,6 | 58,9 |
Себестоимость перевозок |
коп/
10прив. ткм |
377,2ц | 372,3 | 369,4 | 393,4 | 397,5 | 395,0 | -2,5 | 99,4 | 1,6 | 100,4 |
EBITDA | млрд руб. | 269,2 | 329,0 | 273,4 | 274,0 | 237,0 | 244,1 | 7,1 | 103,0 | -29,9 | 89,1 |
Финансовый долг | |||||||||||
Финансовый долг (Долг по кредитам+лизинг) / EBITDA | х | 1,4 | 1,0 | 1,4 | 1,6 | 2,7 | 2,6 | -0,1 | 96,5 | 1,1 | 167,6 |
Чистый долг (Финансовый долг-осткаток ден.ср-в) / EBITDA | х | 1,3 | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 2,4 | 2,3 | -0,1 | 94,2 | 1,1 | 199,2 |
Изменение кредитов и займов полученных (тело долга) | млрд руб. | 19,8 | -23,7 | 74,7 | 38,3 | 174,2 | 175,4 | 1,2 | 100,7 | 137,1 | 457,5 |
Чистое изменение кредитного портфеля c учетом курсовых разниц и процентов по кредитам | млрд руб. | 29,9 | -23,3 | 79,8 | 35,7 | 198,4 | 196,5 | -1,9 | 99,0 | 160,8 | 550,4 |
Долг по кредитам, с учетом начисленных процентов | млрд руб. | 327,4 | 304,1 | 383,9 | 419,6 | 618,1 | 616,1 | -1,9 | 99,7 | 196,5 | 146,8 |
Собственные средства, активы и обязательства (по данным бухгалтерского баланса ОАО «РЖД» за 2013 год)
Ед. изм. | 2012 | 2013 | % к 2012 г. | |
---|---|---|---|---|
Валюта баланса | млрд руб. | 4 330,80 | 4 577,50 | 5,7 % |
Внеоборотные активы | млрд руб. | 4 053,20 | 4 319,60 | 6,8 % |
Оборотные активы | млрд руб. | 277,6 | 258 | -7,1 % |
Капитал и резервы | млрд руб. | 3 481,80 | 3 540,30 | 1,7 % |
Долгосрочные обязательства | млрд руб. | 427,8 | 656,7 | 53,5 % |
Краткосрочные обязательства | млрд руб. | 421,2 | 380,5 | -9,7 % |
Стоимость чистых активов | млрд руб. | 3 488,90 | 3 547,60 | 1,7 % |