Наверх
  /  Финансово-экономические результаты / Анализ расходов по перевозочным видам деятельности

Анализ расходов по перевозочным видам деятельности

Расходы по перевозочным видам деятельности

Расходы по перевозочным видам деятельности в отчетном году составили
1 165,9 млрд руб., что выше уровня 2012 года на 1,2 %.

Структура расходов по перевозкам в 2012 году, млрд руб.

Структура расходов по перевозкам в 2013 году, млрд руб.

Динамика структуры расходов по перевозкам ОАО «РЖД», млрд руб.

Показатели 2012 Факт 2013 Факт Изменение факт 2013/ факт 2012
млрд руб. %
Расходы по перевозочным видам деятельности 1 151,5 1 165,90 14,40 1,2
Расходы на оплату труда 366,7 385,6 18,9 5,1
Отчисления на социальные нужды 95,7 102,90 7,20 7,6
Материальные затраты 391 381,7 -9,3 -2,4
  • материалы
86,4 77,70 -8,70 -10,1
  • топливо
77,4 81,3 3,9 5,1
  • электроэнергия
106,7 111,9 5,2 4,9
  • прочие материальные затраты
120,6 110,9 -9,7 -8
Амортизация 171,3 180,9 9,6 5,6
Прочие расходы 126,8 114,8 -12,1 -9,5

Факторный анализ изменения расходов в 2013 году к уровню 2012 года на 14,4 млрд руб.

Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда составили 385,6 млрд руб., что выше уровня 2012 года на 5,1 %,
или на 18,9 млрд руб., в том числе за счет:

  • роста расходов, зависящих от роста объемов приведенной работы (+0,8 млрд руб.);
  • индексации заработной платы в соответствии положениями коллективного договора ОАО «РЖД» на 6,7 % (+24,6 млрд руб.);
  • снижения расходов за счет оптимизационных мероприятий, связанных с высвобождением численности, а также использованием режима неполного рабочего времени (-6,6 млрд руб.).

Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды составили 102,9 млрд руб., что выше уровня 2012 года на 7,5 %, или на 7,2 млрд руб., в том числе за счет:

  • установления с 1 января 2014 года дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для отдельных категорий работников (+2,9 млрд руб.);
  • роста расходов на оплату труда в связи с ростом объемов приведенной работы, индексацией заработной платы, а также, оптимизационными мерами (+4,3 млрд руб.).

Затраты на топливо

Затраты на топливо составили 81,3 млрд руб., что выше уровня 2012 года на 5,1 %, или 3,9 млрд руб.

Затраты на топливо на тягу поездов возросли на 6,2 % (3,8 млрд руб.) за счет:

  • роста объемов перевозок – тоннокилометровой работы брутто в теплотяге на 1,5 %,
    (+0,9 млрд руб.);
  • роста цены на дизельное топливо с учетом роста акцизов на дизельное топливо в соответствии
    с Федеральным законом № 306-ФЗ от 27.11.2010 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (+5,8 млрд руб.);
  • реализации оптимизационных мер, направленных на снижение потребления топлива (в том числе снижение удельных норм на тягу поездов в теплотяге на 4,2 %), что позволило сократить расходы на 2,9 млрд руб.

Затраты на прочие производственные нужды возросли на 0,4 % (0,1 млрд руб.), в т. ч. за счет:

  • роста цены на топливо с учетом роста акцизов на дизельное топливо в соответствии с Федеральным законом № 306-ФЗ от 27.11.2010 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (+1,5 млрд руб.);
  • сокращения потребления энергоресурсов в рамках оптимизационных мероприятий
    (-1,4 млрд руб.).

Затраты на электроэнергию

Затраты на электроэнергию составили 111,9 млрд руб., что выше уровня 2012 года на 4,9 %,
или 5,2 млрд руб.

Затраты на электроэнергию на тягу поездов возросли на 4,5 % (4,1 млрд руб.) за счет:

  • роста среднего уровня тарифов на электроэнергию на тягу поездов на 7 %, (+6,4 млрд руб.);
  • вместе с тем в связи со снижением объемов перевозок – тоннокилометровой работы брутто
    в электротяге на 1,4 % к уровню 2012 года расходы снижены на 1,3 млрд руб;
  • снижение удельных норм на тягу поездов в электротяге на 0,9 % также позволило сократить расходы на 0,9 млрд руб.

Затраты на прочие производственные нужды возросли на 7,9 % (+1,1 млрд руб.), что в целом обусловлено ростом тарифов на электроэнергию.

Остальные материальные затраты

Остальные материальные затраты (материалы и прочие материальные затраты) составили
188,5 млрд руб., что ниже уровня 2012 года на 8,9 % или на 18,4 млрд руб. Изменение расходов
к уровню 2012 года обусловлено следующими факторами:

  • ростом расходов за счет роста цен на потребляемую продукцию на 14,1 млрд руб. Вместе с тем проводимая работа по ограничению роста цен на потребляемую продукцию (товары и услуги) позволила получить положительный экономический эффект в размере 8,1 млрд руб.
  • реализацией программы оптимизации затрат, в том числе за счет формирования «отложенных» расходов по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры (в части элементов затрат «материалы» и «прочие материальные затраты») в размере 24,4 млрд руб.

Амортизация

Амортизация за отчетный период к уровню 2012 года возросла на 5,6 % (9,6 млрд руб.). Рост затрат обусловлен как вводом в действие новых основных фондов компании в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» (+12,8 млрд руб.), так и выбытием и проводимой работой по консервации основных фондов, не задействованных в перевозочном процессе.

Прочие расходы

Прочие расходы составили 114,8 млрд руб., что ниже уровня 2012 года на 9,5 %, или 12,1 млрд руб. Основными факторами, оказавшими влияние на величину прочих расходов к уровню 2012 года, стали:

  • рост расходов за счет роста цен на потребляемую продукцию на 8,6 млрд руб.;
  • рост расходов на налог на имущество на 8,0 млрд руб. (в том числе 6,8 млрд руб. в связи
    с изменением законодательства по отмене льгот по данному налогу в отношении железнодорожной инфраструктуры);
  • рост расходов на 4,2 млрд руб. на финансирование программы лизинга современной путевой техники, предназначенной для широкого комплекса работ по ремонту пути с целью обеспечения эффективного функционирования железнодорожной инфраструктуры;
  • оптимизационные меры по сокращению расходов на 35,4 млрд руб., (в том числе оптимизация работы с привлеченным парком), а также сокращение административно-управленческих расходов.
  • Кроме того на обеспечение безопасности перевозок при подготовке к Олимпийским играм в Сочи (расходы на содержание досмотровых зон и оборудования на объектах транспортной инфраструктуры, железнодорожных вокзалах) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 232 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в г. Сочи, в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи» расходы были увеличены
    на 2,5 млрд руб.

Капитальный ремонт основных средств

В 2013 году программы капитального ремонта подвижного состава за счет всех источников финансирования выполнены в полном объеме. Отремонтировано 2 160 секций электровозов
и 1 076 секций тепловозов, 992 вагона электропоездов, 652 путевые машины.

Всего за отчетный год оздоровлено почти 10 тыс. км пути, что позволило:

  • повысить скорости движения поездов;
  • увеличить протяженность главных путей с термоупрочненными рельсами, а также протяженность бесстыкового пути;
  • сократить количество дефектных рельсов, лежащих в пути.

В ходе ремонта объектов хозяйства электрификации и электроснабжения в 2013 году произведена замена:

  • почти 7,0 тыс. шт. опор контактной сети;
  • 495 км изношенного контактного провода;
  • 1 386 км высоковольтных проводов автоблокировки и продольного электроснабжения;
  • 13,1 тыс. штук высоковольтных опор автоблокировки и продольного электроснабжения;
  • 378 тыс. штук высоковольтных изоляторов на контактной сети всех типов.

В хозяйстве автоматики и телемеханики в 2013 году капитально отремонтировано 4 927 км автоблокировки, 2 981 км кабельных линий, заменено 10 447 штук стрелок ЭЦ.

Всего в 2013 году за счет расходов по перевозочным видам деятельности на выполнение работ
по капитальному ремонту основных фондов ОАО «РЖД» было израсходовано более 83,8 млрд руб.