Сервисные функции
Оптимизация расходов
На протяжении 2013 года усилия Компании были направлены на выработку действенных мер
по обеспечению финансовой сбалансированности деятельности в условиях снижающихся объемов погрузки и ухудшающейся структуры перевозимых грузов. Вопросы рисков и корректировки инвестиционного бюджета и финансового плана ОАО «РЖД» на 2013 год выносились
на рассмотрение совета директоров ОАО «РЖД», где предложенные подходы были полностью поддержаны и одобрены.
Основной причиной, обусловившей корректировку расходов в 2013 году, стало снижение объемов перевозок и, как следствие, потеря доходов. Среди других причин стоит отметить следующие:
- значительный рост налоговой нагрузки (суммарное увеличение по перевозочным видам деятельности оценивается в 9,7 млрд руб.), отмену льгот по налогу на имущество железнодорожного транспорта, (увеличение на 6,8 млрд руб.), увеличение ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (увеличение на 2,9 млрд руб.);
- рост цен на дизельное топливо в связи с увеличением прогнозов Минэкономразвития России (увеличение расходов на 6,9 млрд руб.).
В 2013 году советом директоров ОАО «РЖД» дважды уточнялись параметры финансового плана,
в результате общий размер сокращения расходов по перевозочным видам деятельности
в сравнении с первоначальным планом составил 98,8 млрд руб., в том числе за счет:
- снижения объемов перевозок – 14,3 млрд руб.;
- оптимизации технологических процессов – 48,4 млрд руб., включая:
- оптимизацию работы с привлеченным парком;
- оптимизацию плеч обращения локомотивов, совершенствование нормативного графика движения поездов, обеспечение ритмичности продвижения и равномерного подвода поездов
в порты и на погранпереходы, внедрение сквозных технологий управления парком
на укрупненных полигонах и др.; - консервацию объектов основных фондов, в первую очередь не задействованных
в перевозочном процессе; - оптимизацию ценовой политики;
- снижение затрат за счет ужесточения удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
- отстановку в запас грузовых и маневровых локомотивов (экономия затрат за счет снижения часов в работоспособном состоянии электровозов и тепловозов эксплуатируемого парка
без локомотивных бригад, а также сокращения количества технических обслуживаний локомотивов); - оптимизацию затрат на услуги аутсорсинговых фирм по уборке помещений, территорий
и автоперевозкам; - оптимизацию режимов работы и маршрутов движения автотранспорта;
- снижение потребления материально-технических ресурсов за счет ужесточения норм расхода;
- оптимизацию расходов на подготовку кадров за счет внедрения дистанционного обучения;
- оптимизацию прочих расходов (консультационно-информационные услуги, архивно-переплетные услуги, канцелярские товары, бланки, программные продукты и др.);
- административной оптимизации расходов – 32,7 млрд руб., в том числе 26,1 млрд руб. – «отложенные» расходы по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры;
- снижения затрат на фонд оплаты труда управленческого персонала – на 3,4 млрд руб.
В отчетном году сложная финансово-экономическая обстановка потребовала от ОАО «РЖД» принятия жестких мер по экономии всех видов затрат – впервые режим неполного рабочего времени был реализован в ОАО «РЖД» как вынужденная мера, исходя из необходимости дальнейшей оптимизации расходов в условиях продолжающегося падения объемов перевозок
и, соответственно, снижения доходной базы.
Однако действие данной меры в ОАО «РЖД» не было распространено на работников, обеспечивающих перевозочный процесс. Реализация данной меры коснулась в основном работников аппарата управления.
Принимая во внимание социальную ответственность и необходимость сохранения квалифицированного персонала, ОАО «РЖД» смогло избежать массового высвобождения контингента, ограничившись лишь плановой оптимизацией численности в соответствии с заранее разработанными программами.
Все социальные обязательства в текущем году перед работниками Компании были выполнены
в полном объеме.